Персидские евреи


Перси́дские евре́и или ира́нские евре́и (ивр. יהודים פרסים‎; перс. یهودیان ایرانیyahudiān-e-Irāni) — этнолингвистическая группа евреев, исторически связанные с Персидской империей, преемником которой является Иран. Термин «персидские евреи» употребляется для обозначения большей части еврейской общины Ирана, говорящей (как и евреи Афганистана, Центральной Азии и горские евреи Восточного Кавказа) на еврейско-иранских языках (в отличие от проживавших в Иране курдистанских евреев, сохранивших в обиходе еврейско-арамейские языки, а также миандоабский еврейский говор тюркского языка). Библейская книга Есфирь содержит ссылки на испытания евреев в Персии. Евреи постоянно присутствовали в Иране со времён Кира Великого царя империи Ахеменидов. Кир захватил Вавилон и освободил евреев из вавилонского плена.

Сегодня подавляющее большинство персидских евреев живут в Израиле и США, особенно в Лос-Анджелесе, Беверли-Хиллз и на северном побережье Лонг-Айленда. В Балтиморе, Мэриленде и городах-побратимах есть небольшие персидские еврейские общины. Согласно последней переписи населения Ирана, оставшееся еврейское население Ирана в 2016 году составляло 9 826 человек[4].

Расширительно термин «персидские евреи» часто применяется также к афганским и бухарским евреям, так как до начала XVI в. евреи Ирана, Средней Азии и Афганистана представляли собой фактически единую общину. Распадение этой большой общины в начале XVI в. на общину иранских евреев и общину евреев Средней Азии и Афганистана с делением последней во второй половине XVIII в. на отдельные общины афганских и бухарских евреев связано с рядом политических событий, ослабивших контакты между евреями, жившими в соответствующих регионах. В различных научных и исторических текстах этот термин относится к евреям, говорящим на различных иранских языках. Иранских репатриантов в Израиле называют парсим (ивр. פרסים‎ означает «персы»). В Иране евреи и еврейский народ, в целом, обозначаются четырьмя общими терминами: Kalīmī (перс. کلیمی‎), который считается наиболее подходящим термином; Yahūdī (یهودی), который является менее формальным, но правильным; Израиль (اسرائل) термин, которым евреи называют себя; и Johūd (جهود), термин, имеющий негативные коннотации и рассматриваемый многими евреями как оскорбительный[5].