Персидский ковёр


Персидский ковёр (пехл. bōb, перс. فرش ايرانى‎farš-e irâni; иногда قالی qāli) — одна из наиболее известных в мире разновидностей ковров ручной работы, являющийся одним из символов персидской культуры и государства Иран[1][2].

Ковроткачество в Персии было хорошо развито уже во времена Греко-персидских войн, когда Персией правила династия Ахеменидов. В античных источниках сохранились упоминания, что дворец Кира Великого в Пасаргаде был украшен коврами, великолепие которых произвело впечатление даже на Александра Македонского.

Во времена династии Сасанидов для шаха Хосрова I был создан легендарный «Весенний» ковёр с изображением цветущего сада. Этот ковёр, согласно легенде, украшал главный зал дворца Хосрова в Ктесифоне (ныне на территории Ирака). «Весенний ковер» был самым дорогим ковром в истории — он поражал гигантскими размерами (122 метра в длину, 30 метров в ширину), и весил несколько тонн. В середине VII века, после арабского завоевания Персии, арабские воины разрезали ковёр и разделили его между собой, чтобы использовать, как коврики для намаза.

В XVI—XVII веках при династии Сефевидов императорские мануфактуры создавали огромные напольные ковры. Несмотря на ошеломляющие размеры (до 60 м².) качество продолжало оставаться высоким.

Более того, этот период считается «золотым веком» в истории персидского ковра, когда неустанно совершенствовалась техника, складывались характерные принципы орнаментации, по которым можно безошибочно определить город или мастерскую, создавшую тот или иной ковер.

Мастера часто заимствовали элементы узоров из архитектуры, воспроизводили планировку мифических райских садов. Ковры «чахар-баг» делятся на четыре части четырьмя райскими реками, в центре изображается водоём, напоминающий о бассейнах для ритуального омовения в персидских мечетях эпохи Сефевидов.