Петропавловск-Камчатский (порт)


Порт является крупнейшим морским портом Камчатского края. Порт Петропавловск-Камчатский расположен на берегу незамерзающей Авачинской бухты — второй по величине естественной бухты в мире. Это внутренний водоём длиной 24 километра и шириной по параллели 12 километров, средней глубиной 18 метров и с максимальными глубинами 28 метров. Общая площадь поверхности водного зеркала превышает 215 квадратных километров. Порт находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям, которые проходят на расстоянии 150—200 морских миль от восточного побережья Камчатки. Это ближайший к Северному морскому пути порт, оснащённый необходимой инфраструктурой. Списочная численность работников порта на 1 января 2016 года составила 158 человек. Из них: руководителей — 39 человек, специалистов — 51 человек, служащих — два человека, рабочих — 66 человек. Средний возраст работников порта — 40—45 лет. Находится на территории города Петропавловск-Камчатский.

На берега Авачинской губы русские первопроходцы попали сначала посуху, двигаясь с западного побережья Камчатки. Из океана первым в нее вошел штурман Иван Елагин на боте «Святой Гавриил» в июне 1740 года. Он выбрал место на берегу Ниакиной гавани и, выражаясь современным языком, построил экспедиционную базу. В октябре того же года в Авачинскую губу вошли и остались на зимовку пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел» под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

От этих событий и под именем святых покровителей пакетботов ведет свою историю старейший на Тихом океане российский порт и город Петропавловск-Камчатский.

Авачинская губа обеспечивает отстой судов разного типа в любом количестве и в этом отношении является одной из лучших гаваней в мире.

Авачинская губа и Петропавловский ковш фактически допускают круглогодичную навигацию, так как не замерзают или толщина льда небольшая и возможен заход судов с помощью буксиров с ледовой обшивкой или ледоколов портового типа. Судоходные глубины фарватеров вполне достаточны для прохода морских судов с любой осадкой.

Шла Великая Отечественная война и в этот сложный для страны период Государственный комитет обороны СССР принял постановление о строительстве в Петропавловске-Камчатском морского порта. 23 октября 1943 года Нарком морского флота СССР П. П. Ширшов издал приказ № 336 «Об организации Петропавловск-Камчатского морского торгового порта Наркомморфлота СССР». Эта дата и является днем основания порта.