Святой Павел (пакетбот)


«Святой Павел» — парусный пакетбот Охотской военной флотилии, построен в 1737—1740 годах на Охотской верфи корабельным мастером ластовых судов М. Ругачёвым и мастером шлюпочного и ботового дела А. И. Кузьминым, участник Второй камчатской экспедиции (1740—1742) под руководством капитана полковничьего ранга А. И. Чирикова, в ходе которой экипаж достиг тихоокеанских берегов Северной Америки, открыл архипелаг Александра, ряд островов Алеутской гряды и Командорские острова.

«Святой Павел» представлял собой парусный деревянный пакетбот водоизмещением 200 тонн и грузоподъёмностью 100 тонн, был одним из двух судов одноимённого типа. Длина пакетбота составляла 24,4 метра, ширина — 6,7 метра, а осадка — 2,9 метра. На судне были установлены 14 орудий малого калибра: девять 3-фунтовых и пять 2-фунтовых пушек[1]. Экипаж пакетбота состоял из 75 человек[2][3].

Пакетбот нёс парусное вооружение брига — на каждой мачте располагались по две реи, на которых поднимались нижние паруса — фок и грот, над ними фор-марсель и грот-марсель. На фок-мачте также имелись косые паруса — стаксель и кливер (фор-стеньги-стаксель), а на грот-мачте — грот-стаксель и грот-стеньги-стаксель, имелся кормовой косой парус — грота-гаф-трисель, на бушприте ставился прямоугольный парус — блинд[4].

Каюта командира находилась на корме пакетбота, в интрюме располагалась кают-компания, она же использовалась, как офицерская каюта. На носу судна помещался камбуз, слева от него располагалась шкиперская камора. Внутренние части пакетбота были раскрашены в белый, зеленый, красный и лазоревый цвета участником экспедиции Ф. Х. Плениснером[4].

Пакетбот «Святой Павел» был заложен 12 (23) ноября 1737 года вместе с пакетботом «Святой Пётр» на Охотской верфи[4]. Строительство вели корабельный мастер ластовых судов М. Ругачёв[5] и мастер шлюпочного и ботового дела А. И. Кузьмин[6]. Корабельный лес для пакетботов заготавливали на берегах реки Кухтуй под руководством боцмана Сидора Савельева 42 плотника и работных людей[4]. 2 (13) июля 1740 года пакетбот был спущен на воду, 6 (17) августа была завершена окончательная достройка и «Святой Павел» вошёл в состав Охотской флотилии[7][3].

Пакетбот, под командованием капитана полковничьего ранга А. И. Чирикова принимал участие во Второй камчатской экспедиции[8]. 8 (19) сентября 1740 года в составе отряда из двух судов[комм. 1] сопровождаемых до Большерецка дубель-шлюпкой «Надежда» и галиотом «Охотск» под командой штурмана В. А. Ртищева, покинул Охотск и взял курс к берегам Камчатки[9]. 6 (27) октября пакетботы вошли в Авачинскую губу, где зазимовали в бухте, названной в их честь Петропавловской. 4 (15) июня 1741 года оба пакетбота вышли в Тихий океан с целью поиска «Земли Жуана да Гамы», однако из-за сильного тумана 20 июня (1 июля) суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток найти второй пакетбот экипаж «Святого Павла» продолжил экспедицию самостоятельно[7].


Памятные монеты СССР 1990 года (слева) и России 2004 года (справа), посвященные пакетботу «Святой Павел»