Кузьмин, Андрей Иванович


Андрей Иванович Кузьмин (Кузмин, Козмин, Козьмин) (ок. 1700—1744) — судостроитель, мастер шлюпочного и ботового дела. Строил пакетботы на Олонецкой верфи и на петербургском Галерном дворе. Участник Второй Камчатской экспедиции, строитель для неё пакетботов «Святой Пётр», «Святой Павел», «Святой Иоанн Креститель», бригантины «Архангел Михаил» и дубель-шлюпки «Надежда» на Охотской верфи.

Андрей Иванович Кузьмин родился около 1700 года в усадьбе Трегачев Осиновецкого стана Костромского уезда Московской провинции[1], происходил из мелкопоместных дворян[2].

1 апреля 1708 года был зачислен в младший класс московской Школы математических и навигацких наук. В 1715 году, после завершения учёбы, был направлен в Англию для обучения шлюпочному делу у ботового мастера Бевена. Оплата за обучение составляла 80 фунтов[3]. В 1723 году возвратился в Россию. 6 сентября 1723 года был включён в список лиц происходивший из дворян для представления в Коллегию геральдических дел[1]. 19 августа 1724 года получил назначение строить боты на «голландский манер» на петербургском Галерном дворе, но в сентябре того же года последовал распоряжение Адмиралтейств-коллегии «отправить от Адмиралтейства на Олонецкую верфь ботового и шлюпочного дела обучавшегося в Англии мастера Андрея Кузьмина и велеть быть ему там до окончания пакетботного дела»[4]. Кузьмину поручалось участвовать в строительстве восьми пакетботов. К июлю 1726 года он, под руководством мастера ластовых судов В. Фогеля[5], завершил постройку четырёх пакетботов, которые были сразу отправлены в Санкт-Петербург, два пакетбота спустил на воду и ещё два достраивал на стапелях Олонецкой верфи[6]. В августе того же года Кузьмин получил указ о немедленном возвращении в Петербург и строить там пакетботы[7]. В 1729 году ему было велено находиться в Главном адмиралтействе при строительстве только ботов[1].

В январе 1733 года начался набор в состав Второй Камчатской экспедиции. 6 февраля 1733 года начальник Южного отряда экспедиции капитан полковничьего ранга М. П. Шпанберг представил в Адмиралтейств-коллегию список из 10 морских и адмиралтейских служителей для строительства судов экспедиции, которые под его руководством должны были первыми отправиться в Охотск. Судовому мастеру Василию Соловьёву, который ранее был включён в состав экспедиции, было поручено «отыскать новопостроенному пакетботу чертёж и по нему немедленно составить смету „о лесах и прочем такелаже“». Соловьёв нашёл чертёж и составил смету, но вместо него в экспедицию был направлен ботового и шлюпочного дела мастер Андрей Кузьмин, который 23 февраля 1733 года, получив от Адмиралтейств-коллегии судовые чертежи, покинул столицу вместе с первой группой отряда и отправился в Охотск[2].