Соловьёв, Василий (судостроитель)


Соловьёв, Василий (около 1690 — после 1748) — судостроитель, мастер ластовых судов майорского ранга, разработчик чертежей и строитель маломерных судов на Охтенской, Галерной и Олонецкой верфях, построил Исаакиевский и другие наплавные мосты через Неву.

В апреле 1717 года Василий Соловьёв был послан вместе с группой дворянских детей под руководством с поручиком Щепотьевым в Голландию[1] для изучения постройки ластовых судов. После возвращения в Россию, 26 ноября 1725 года был пожалован в мастера ластовых судов с окладом по 25 рублей в месяц[2]. Решением обер-сарваерской конторы Адмиралтейств-коллегии ему было приказано составить чертежи и на Охтенской верфи заложить два лоц-галиота[2]. Лоц-галиот «Лоцман» был заложен в 1725 году и строился «государевыми работными людьми», был спущен на воду в июне 1726 года. Второй лоц-галиот «Штурман» был заложен в сентябре 1726 года и строился подрядом, на воду был спущен в июле 1727 году[3]. В октябре 1726 года он получил заказ на постройку ещё четырёх ластовых судов на Охтенской верфи для перевозки из Санкт-Петербурга в Кронштадт корабельных лесов[4][5].

В декабре 1729 года Соловьёву было поручено разработать чертежи и строить мелководное судно[6]. В основу проекта Соловьёв взял финский шхербот, увеличив размеры судна, переоборудовав палубы и каюты. Он составил чертёж и сделал полумодель шхербота (хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге). По этому проекту в Казанском адмиралтействе строились 30 шхерботов для коммерческих целей на Каспийском море[7]. В 1730 году судостроитель строил плоскодонное судно для переезда императрицы Анны Иоанновны от Новгорода в Санкт-Петербург[8].

15 марта 1731 года, в связи с тем, что многие, как русские, так и иноземные корабельные мастера на русской службе, уже находились в преклонном возрасте, Адмиралтейств-коллегия определила Василия Соловьёва в обучение к корабельному мастеру Осипу Наю для изучения корабельной архитектуры на примере постройки 66-пушечного линейного корабля «Слава России». Ною было обещана награда в 500 рублей, если Соловьёв после обучения будет представлен к рангу корабельного мастера[9]. В июле 1731 года, без отрыва от обучения у О. Ная[10], Соловьёв приступил «с поспешанием» к постройке на Галерной верфи пакетбота «Меркуриус», который спустил на воду в сентябре 1732 года и сразу же заложил ещё один пакетбот «Новый курьер» (спущен на воду в мае 1733 года)[11].

14 июня 1732 года был назначен членом комиссии по проверке счетов партикулярной верфи в Санкт-Петербурге и для проведения дел в должный порядок[12].