Исаакиевский наплавной мост


Исаа́киевский наплавно́й мост — несохранившийся наплавной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Первый мост через Неву, соединял Васильевский остров с центральной частью города (Адмиралтейским островом). Сохранившиеся устои моста являются памятниками истории и культуры и находятся под охраной государства.

Мост получил своё название от церкви Исаакия Далматского, располагавшейся на левом берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник.

В июле 1727 года был наведен наплавной мост, состоящий из 26 деревянных барок-плашкоутов[1]. Мост строился под руководством корабельного мастера Ф. П. Пальчикова и капитана 1 ранга Н. П. Вильбоа. Однако простояв одно лето, в сентябре того же года мост был разобран и «для удобства судового хода» заменён перевозом[2]. Историк П. Н. Петров основной причиной разборки моста стали арест А. Д. Меншикова и конфискация его дворца: «Думали, что, при существовании моста, удобно могли что-либо увезти из пустых строений»[3]. В течение следующих 5 лет, пока двор находился в Москве, мост не наводился[4].

4 марта 1732 году, после переезда императрицы Анны Иоанновны обратно в Петербург, вышел указ о строительстве нового моста[5]. Наплавной мост наводится на прежнем месте, причем из-за нехватки материалов по распоряжению Адмиралтейств-коллегии для строительства моста были привлечены барки, принадлежащие частным лицам[4]. Через 6 дней после указа, 10 марта 1732 года Ф. Пальчиков вместе с корабельными учениками В. Никитиным, А. Третьевым и П. Качаловым приступил к работе, и уже 30 мая последовал рапорт о её окончании[6].

Во время шторма в 1733 году мост был разрушен — барки, на которых он стоял, затонули. Третий по счету мост был наведен в 1733 году «ластовых судов» мастером В. Соловьевым и «лекарским помощником» Стекловым из специально построенных плашкоутов[1][6]. Мост оказался достаточно надежным и наводился ежегодно на протяжении многих десятилетий.

До 1754 года за проход и проезд по мосту взималась плата: с каждого прохожего — по 1 копейке, за каждую лошадь — по 2 копейки, с владельцев карет брали 5 копеек[7][8]. За проход каждого судна при разводке моста — по 1 рублю[9]. Бесплатно пропускались лишь дворцовые кареты, дворцовые курьеры, участники церемоний и пожарные команды[10]. В 1754 году Елизавета Петровна, празднуя день рождения престолонаследника Павла Петровича, отменила плату «мостовых денег»[8].