Пальчиков, Филипп Петрович


Филипп Петрович Пальчиков (1682—1744) — русский кораблестроитель конца XVII-начала XVIII веков, сподвижник Петра I, корабельный мастер, полковник, статский советник.

Строитель кораблей на Олонецких, Астраханских, Воронежских, Казанских, Архангельских, Петербуржских верфях. Построил первый в истории российского флота 100-пушечный линейный корабль 1 ранга и первый наплывной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Впервые в России разработал и осуществил зимний ремонт парусных кораблей.

Филипп Петрович Пальчиков родился в 1682 году в Наугорском стане Болховского уезда (ныне Орловская область)[1], в семье солдата-копейщика Пётра Ивановича Пальчикова, проходившего службу в Москве. У Филиппа было три брата, старший Степан, младшие Иван и Максим[2]. Представитель обедневшей ветви старинного дворянского рода Пальчиковых, ведущего своё начало от выходцев из шляхетской Польши. Предки Фёдора Пальчикова значились в списках служилых людей – детей боярских Болховского уезда, где владели поместной землей еще в XVI веке[2].

В 1699 году начал службу матросом. В 1700 году Филипп Петрович определён в бомбардирскую роту лейб-гвардии Преображенского полка. Вместе с государем Петром I принимал участие во многих походах и боях, солдатом-бомбардиром участвовал в боевых действиях в начале Северной войны, был пожалован чином прапорщика[1], а затем лейтенанта бомбардирской роты[3].

В январе 1702 года был направлен на Соломбальскую верфь в Архангельск, где совместно с другими бомбардирами Преображенского полка Г. А. Меншиковым, И. Немцовым, Л. А. Верещагиным[4] участвовал в строительстве двух 12-ти пушечных малых фрегатов «Святой дух» и «Курьер», которые 24 мая 1702 года были спущены на воду в присутствии Петра Первого[5]. Государь сделал Филиппа своим доверенным лицом, а вскоре объявил его "собственным государя учеником «архитектуры навалис», то есть учеником кораблестроения[1].

В 1703 году Ф. П. Пальчиков был назначен на строящуюся на реке Свирь Олонецкую верфь. На этой верфи он совместно с Л. А. Верещагиным построил двухмачтовый пакетбот, который был спущен на воду 20 июня 1704 года. Затем Пальчиков был направлен на службу в Воронежское адмиралтейство, где участвовал в постройке судов на Воронежской, Тавровской и других верфях. Пальчиков успешно освоил кораблестроительное дело, стал лично разрабатывать чертежи малых судов. Чертежи были настолько удачными, что их размножали и рассылали в виде эталона на все отечественные верфи[1]. В 1709 году был возвращён на строительство кораблей Балтийского флота, работал на Адмиралтейской верфи. В октябре 1712 года командирован в Новую Ладогу, осматривал суда построенные в Казанском адмиралтействе, стоящие на реке Волхов[3].