Святой Пётр (пакетбот)


«Святой Пётр» — парусный пакетбот, участник Второй камчатской экспедиции под руководством капитан-командора Витуса Беринга.

«Святой Пётр» представлял собой парусный деревянный пакетбот водоизмещением 200 тонн и грузоподъёмностью 100 тонн, был одним из двух судов одноимённого типа. Пакетбот нёс парусное вооружение брига. Длина пакетбота составляла 24,4 метра, ширина — 6,7 метра, а осадка — 2,9 метра. На судне были установлены 14 орудий малого калибра: девять 3-фунтовых и пять 2-фунтовых пушек. Экипаж пакетбота состоял из 75 человек[1][2][3].

Пакетбот был одним из 18 парусных и парусно-гребных судов Российского императорского флота, носивших это наименование. После кораблекрушения в 1742 году его экипажем был построен одноимённый гукор. Такое же наименование носила первая парусная яхта Петра I, в составе Балтийского флота несли службу 6 парусных линейных кораблей 1720, 1741, 1760, 1786, 1794 и 1799 годов постройки, один парусный фрегат 1710 года постройки и галера 1704 года постройки, а также захваченный у шведов в 1704 году галиот, бригантина, купленная в 1787 году, и гукор, купленный в 1772 году. В составе Черноморского флота служил одноимённый бомбардирский корабль, переоборудованной в 1788 году из галиота «Тарантул», в составе Каспийской флотилии — 2 гекбота 1723 и 1726 годов постройки и шнява 1746 года постройки, а в составе Охотской флотилии — галиот 1768 года постройки[4][5].

Пакетбот «Святой Пётр» был построен на Охотской верфи и после спуска на воду 29 июня (10 июля1740 года вошёл в состав Сибирской флотилии России. Строительство вели корабельный мастер ластовых судов М. Ругачёв и мастер шлюпочного и ботового дела А. И. Кузьмин[1][2].

Принимал участие во Второй камчатской экспедиции. 8 (19) сентября 1740 года во главе отряда из двух судов[комм. 1] покинул Охотск и взял курс к берегам Камчатки. 6 (27) октября отряд вошёл в Авачинскую губу, где оба судна зазимовали в бухте, названной в их честь Петропавловской. 4 (15) июня 1741 года оба пакетбота вышли в Тихий океан с целью поиска «Земли Жуана да Гамы», однако из-за сильного тумана 20 июня (1 июля) суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток найти второй пакетбот экипаж «Святого Петра» продолжил экспедицию самостоятельно[6].

Пакетбот взял курс на восток и 16 (27) июля достиг побережья Северной Америки в районе горы Святого Ильи. 20 (31) июля для пополнения запасов пресной воды судно подошло к острову Каяк, одновременно с этим для изучения флоры и фауны на остров высаживался адъюнкт Академии наук Г. В. Стеллер. На следующий день пакетбот вышел в море и направился к берегам Камчатки и 27 июля (7 августа) пришёл к острову Кадьяк. После этого экспедицией были открыты Евдокеевские острова и остров Туманный[7].