Святой Пётр (линейный корабль, 1720)


«Святой Пётр» или «Святой Пи́тер» — 80-пушечный парусный линейный корабль 2 ранга[комм. 2] Балтийского флота Российской империи, участник Великой Северной войны. Находился в составе действующего флота с 1721 по 1727 год, совершал плавания в акватории Балтийского моря и Финского залива, принимал участие в манёврах флота в Финском заливе и использовался для обучения экипажа. Большую часть службы находился в готовности в Кронштадте, где по негодности и был разобран в 1736—1740 годах.

В различных документах периода службы корабль именовался двумя формами названия: русской «Святой Пётр»[1] и голландским вариантом «Святой Питер»[2].

Корабль был одним из 18 парусных и парусно-гребных судов Российского императорского флота, носивших наименование «Святой Пётр» (см. их полный список). Такое же наименование носили: личная яхта Петра I и 5 одноимённых парусных линейных кораблей Балтийского флота 1741, 1760, 1786, 1794 и 1799 годов постройки; в составе Охотской флотилии служил пакетбот 1740 года постройки, участник Второй Камчатской экспедиции[3][4].

Летом 1709 года, после разгрома шведской армии под Полтавой и Переволочной, главным театром боевых действий Северной войны стало Балтийское море, на котором господствовал шведский флот, многократно превосходивший силы молодого и ещё слабого русского линейного флота. Отсутствие более мощного линейного флота серьёзно ослабляло военно-политические позиции Московского государства, в свою очередь затягивая войну со Швецией [5]. Ядром такого мощного флота в период Северной войны предстояло стать трёхдечным линейным кораблям, вооружённым 80-96 орудиями; они имели не только большее, чем двухдечные корабли, количество пушек, но и имели существенно более тяжёлый бортовой залп, а также лучшую обитаемость экипажа (за счёт наличия дополнительной жилой и артиллерийской палубы).

Кораблестроительная программа, принятая царём Петром ещё в октябре-ноябре 1707 года, предусматривала включение в состав Балтийского флота трёх 80-пушечных линейных кораблей. В 1714—1716 годах эти три корабля были заложены, однако на самом раннем этапе постройки превратились в 90-96 пушечные корабли (их ранг был закреплён штатом флота от 31 октября 1717 года)[6].

В 1716 году вместо трёх 74-пушечных и одного 64-пушечного кораблей, предусмотренных кораблестроительной программой 1715 года, были заложено сразу четыре корабля «вакантного» 80/88-пушечного ранга, в том числе и «Святой Пётр»[6].