Ругачёв, Макар


Макар Ругачёв (Рогачёв) (1677—после 1744) — русский судостроитель петровского времени, мастер ластовых судов. Строил суда на Сясьской, Олонецкой, Псковской, Новгородской, Новоладожской и других верфях, занимался ремонтом ластовых судов в петербургском Главном адмиралтействе. Участник Второй Камчатской экспедиции, строитель для неё пакетботов «Святой Пётр», «Святой Павел», бригантины «Архангел Михаил», дубель-шлюпки «Надежда», шхербота «Елизавета» и ялботов на Охотской верфи. в 1742—1743 годах исполнял обязанности командира Охотского порта.

Макар Ругачёв родился в 1677 году. С 1701 года служил рекрутом в армии. В 1703 году Ругачёв был определён плотником на Сясьскую верфь. В течение двух лет М. Ругачёв работал на постройке морских судов на Сясьской и Олонецкой верфях для участия в Северной войне. В 1705 году Ругачёва вместе с «иноземцем корабельным мастером графом В. Васильевым с „кореляны“ был послан в Дерпт», где строились шнявы, затем Ругачёва перевели на постройку шняв в Псков, а в 1710 году из Пскова его «послали за польский рубеж» на реку Двину, где строились прамы и другие суда[1].

Из Польши Ругачёв был послан в Новгород на заготовки строевого леса и строительство тялок — одномачтовых плоскодонных грузовых судов. В 1713 году после постройки 8 тялок был произведён в корабельные подмастерье. В 1716 году был отозван в Петербург и в том же году послан в Новую Ладогу, где шло строительство 50 шкутов. Он также участвовал в строительстве разных судов на реках Сяси и Паше. В 1722 году подмастерье Ругачёв был спешно направлен «для вспоможения» вместе с корабельным мастером Иваном Немцовым в Нижний Новгород, где строились гекботы и другие ластовые суда для «низовой экспедиции» — Персидского похода Петра I. После заключения союзного договора России с Персией кораблестроители возвратились в Петербург, откуда Ругачёв был направлен в Ревель для ремонта судов. 9 сентября 1729 года подмастерье Макар Ругачёв получил назначение в Петербургское адмиралтейство, где был определён к починке ластовых судов под руководством корабельного мастера Р. Девенпорта[2]. В конце 1729 года получил назначение в Казанское адмиралтейство для строительства ботов и шхерботов[1].