Святой Пётр (галера)


«Святой Пётр» или «Святой апостол Пётр»галера Балтийского флота Российской империи, головное судно серии галер одноимённого типа, участник Северной войны. Находилась в составе флота с 1704 по 1710 год, совершала плавания в Ладожском озере и Финском заливе, во время войны принимала участие в обороне Кроншлота и боях с кораблями шведского флота, а также использовалась в качестве транспортного судна. По окончании службы галера была разобрана.

16-баночная двухмачтовая галера с деревянным корпусом, первая из семи галер одноимённого типа[комм. 1], построенных на Олонецкой верфи по «турецкому маниру». Несмотря на то, что эти галеры были построены по одному проекту, их размеры и вооружение разнилось. Длина «Святого Петра» по килю составляла 29,6 метра[комм. 2], длина по палубе — 39,1 метра[комм. 3], ширина внизу — 2,42 метра[комм. 4], ширина вверху — 5 метров[комм. 5], а осадка — 1,1 метра[комм. 6]. Артиллерийское вооружение галеры состояло из 19 орудий. В качестве основного движителя судна использовалось 16 пар вёсел[комм. 7], также галера была оборудована вспомогательным косым парусным вооружением[2][3][4].

Галера была одним из 18 парусных и парусно-гребных судов Российского императорского флота, носивших это наименование. Такое же наименование носила первая парусная яхта Петра I, в составе Балтийского флота несли службу 6 парусных линейных кораблей 1720, 1741, 1760, 1786, 1794 и 1799 годов постройки и один парусный фрегат 1710 года постройки, а также захваченный у шведов в 1704 году галиот, бригантина, купленная в 1787 году, и гукор, купленный в 1772 году. В составе Черноморского флота служил одноимённый бомбардирский корабль, переоборудованной в 1788 году из галиота «Тарантул», в составе Каспийской флотилии — 2 гекбота 1723 и 1726 годов постройки и шнява 1746 года постройки, а в составе Охотской флотилии пакетбот 1740 года постройки, затем гукор, построенный в 1742 году из разбившегося одноимённого пакетбота и галиот 1768 года постройки[5][6].

Галера «Святой Пётр» была заложена на стапеле Олонецкой верфи 29 июля (9 августа1703 года и после спуска на воду 21 мая (1 июня1704 года вошла в состав Балтийского флота России. Строительство вёл кораблестроитель Ю. А. Русинов[3][7]. Во время оснащения галеры шаутбенахтом графом И. Ф. Боцисом, который надзирал за постройкой судов и обучении их экипажей, было обнаружено, что командир галеры капитан галерного флота Александр Молин[комм. 8] не обладает необходимыми для оснащения галеры знаниями, в связи с чем галера дооснащалась специально выделенными для этих работ боцманом и матросом[9].