Пиркей авот


«Пиркей авот», др.-евр.פרקי אבות‏‎, pirqey avoth — букв. «Главы отцов» (слово «глава» — в смысле «раздел книги»), или просто «Авот» или «Абот» («Отцы») — трактат Мишны из раздела «Незикин» («Ущербы»). Трактат представляет собой сборник изречений и афоризмов религиозно-нравственного содержания, характеризующих мировоззрение авторов Мишны. Трактат уникален тем, что, в отличие от других трактатов Талмуда, весь состоит из высказываний морально-этического содержания и практически не содержит галахи (религиозных законов).

Слово «авот», буквально означающее «отцы», часто понимается здесь как именование учёных авторитетов, из высказываний которых и состоит трактат. Однако это слово в талмудической литературе обычно не используется в качестве почётного обозначения раввинов; оно, как правило, применяется лишь к библейским патриархам — родоначальникам еврейского народа. С другой стороны, однако, слово «авот» часто употребляется в смысле «основы», «основные категории». Например, этим словом обозначаются основные разновидности запрещённой в субботу работы (אבות מלאכות — «отцы работ») и основные способы причинения вреда (אבות נזיקים — «отцы повреждений»). Руководствуясь таким пониманием, Менахем бен Шломо Меири в своем введении к трактату объясняет его название тем, что здесь содержатся «отцы основ» (אבות היסוד) всей существующей мудрости.

Признание морально-этических высказываний в качестве основополагающих вытекает из того уважения, с которым относятся к ним Библия и Талмуд. «Люби ближнего твоего, как самого себя», — гласит Моисеев закон (Лев. 19:18). Талмуд (Шаббат, 31а) приводит слова Гиллеля: «то, что ненавистно тебе, не делай другому, — в этом вся Тора. Остальное — комментарии. Иди и учись». Существует высказывание мудрецов: «Нравственность (буквально — „путь земли“) предшествует Торе» (Мидраш «Ваикра Рабба», 9:3). Признание царя Соломона автором философско-этических трактатов (книга Притчей Соломоновых, книга Екклесиаста, книга Премудрости Соломона) и включение их в библейский канон также свидетельствует о том, что евреи того времени придавали большое значение вопросам морали и этики.

Первые главы трактата «Авот» прослеживают непрерывность передачи традиций от откровения на горе Синай вплоть до эпохи таннаев, и таким образом обосновывают авторитет Мишны. Законоучители, начиная с членов Великого Собрания, сохранившие и передавшие далее эту традицию, перечисляются в хронологическом порядке. Наряду с указанием, чьим учеником был данный законоучитель, в трактате приводится его программное высказывание, формулирующее основополагающий принцип или идею, с которой он обратился к своему поколению. В совокупности эти принципы легли в основу фарисейских и таннайских школ и таким образом стали ядром мировоззрения и этики иудаизма. В известной мере «Пиркей авот» представляет собой продолжение литературы мудрости (книг Соломона и Премудрости бен-Сиры), однако резко отличается от них своим религиозным характером и духовным осмыслением действительности.