Пироли, Томмазо


Томмазо Пироли, разносторонний художник, учился рисунку в римской мастерской своего отца, серебряных дел мастера. Он также освоил лепку из глины, а во время пребывания во Флоренции занимался гравюрой резцом на меди, что впоследствии стало его основным занятием. Его первая известная гравюра находится в коллекции рисунков, принадлежащей художнику Гверчино.

Пироли стал другом Джованни Баттисты Пиранези, а также установил братские отношения с его сыном Франческо. В 1783 году он гравировал вид площади Святого Петра в Ватикане. Во время Римской республики он награвировал два изображения праздников: «Машину» (Macchiana), воздвигнутую на Форуме в честь праздника Возрождения (1799) и «Благодарное Отечество» (La patria gratinte) — саркофаг, воздвигнутый в память о патриотах, погибших при защите республики[6].

Пироли также работал во Франции, в Париже. Поездки в Помпеи и Геркуланум стали основанием для важной работы — сборника гравюр «Древности Геркуланума» (Antiquités d’Herculanum), опубликованного в Париже братьями Пиранези и состоящего из шести томов, разделённых по характеру археологических артефактов. К своей основной деятельности гравёра Томмазо Пироли добавил деятельность книготорговца и издателя.

Пироли гравировал портрет Эммы Гамильтон, по живописному оригиналу Фридриха Реберга (1794), и портрет Ангелики Кауфман[7].

Наибольшую известность получили сделанные им в Риме гравюры по рисункам английского художника Джона Флаксмана — иллюстрации к произведениям Эсхила, Гомера и Данте Алигьери в линеарной манере «очерком». Такую манеру — открытие Флаксмана — относили в то время к модному стилю «неогрек», или «этрусскому». Сам автор объяснял, что его вдохновили на эти рисунки расписные древнегреческие и италийские вазы. Флаксман создал сто одиннадцать иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, они произвели большое впечатление на художников и коллекционеров и широко использовались в качестве академического пособия для студентов-художников XIX века[8].

Значительное количество гравюр Томмазо Пироли находится в коллекции Британского музея в Лондоне и Национального музея Швеции в Стокгольме.