Флаксман, Джон


Джон Фла́ксман[2], Джон Фла́ксмен[3] (англ. John Flaxman; 6 июля 1755, Йорк — 9 декабря 1826, Лондон) — художник английского романтического неоклассицизма, рисовальщик, гравёр и скульптор[4][5].

Джон Флаксман родился в Йорке, в семье скульптора-модельера Джона Флаксмана Старшего (? — ок. 1795), которого чаще называют Флаксманом Первым. Известны и другие художники, члены этой семьи. Джон Флаксман Второй был самоучкой, пользовался советами друзей-художников, выставлял свои рисунки в галерее Вольного общества художников; в пятнадцать лет он выиграл вторую премию Общества искусств. В том же 1770 году он поступил в Лондонскую Королевскую академию художеств и завоевал серебряную медаль. Однако в соревновании за золотую медаль академии в 1772 году Флаксман потерпел поражение[6].

С 1775 года Флаксман выполнял скульптурные рельефы для керамической мануфактуры Джозайи Веджвуда в Стаффордшире (Англия), где ранее его отец выполнял подобные работы. Он делал рельефные плакетки, рисунки ювелирных изделий — всё в «классическом римском стиле».

С 1780-х годов, в течение оставшейся части своей творческой жизни Флаксман рисовал мемориальные барельефы и проектировал монументальные надгробия, которые можно найти во многих церквях по всей Англии. В 1782 году, в возрасте двадцати семи лет, Флаксман женился на Анне («Нэнси») Денман, которая стала помогать ему в работе.

В 1787 году, через пять лет после свадьбы, Флаксман и его жена отправились в Рим в путешествие, частично финансируемое Веджвудом. Его деятельность в Вечном городе включала руководство группой скульпторов-модельеров, нанятых Веджвудом, хотя сам он больше не выполнял подобных работ. Его альбомы для рисования показывают, что в Риме Флаксман изучал не только античное, но и средневековое и ренессансное искусство[7].

Наибольшую известность получили сделанные им в Риме иллюстрации к произведениям Эсхила, Гомера и Данте Алигьери, награвированные Томмазо Пироли в линеарной манере «очерком». Такую манеру — открытие Флаксмана — относили в то время к модному стилю «неогрек». Сам автор объяснял, что его вдохновили на эти рисунки расписные древнегреческие и италийские вазы. Флаксман создал сто одиннадцать иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, которые послужили источником вдохновения для таких художников, как Ф. Гойя и Ж. О. Д. Энгр, они также широко использовались в качестве академического пособия для студентов-художников XIX века[8].