Плоский узел


Плóский у́зел (англ. Carrick Bend[11]) — морской соединяющий временный узел для временного переплетения между собой концов двух коротких швартовов в один длинный трос для удлинения. Плоский узел предназначен для связывания толстых и жёстких буксирных канатов[12]. При завязывании узла ходовые концы тросов обычно прикрепляют к коренным схватками[13]. В этом случае плоский узел мало утолщает место соединения тросов, сохраняет плоскую форму и не застревает на барабане кабестана, благодаря плоской форме. При незакреплённых ходовых концах под нагрузкой узел затягивается, его рисунок искажается, но надёжность узла остаётся высокой[4].

В англоязычных странах рекомендован санитарным службам для подвязывания раненых и сломанных рук (с надетыми шинами) к шее.

Плоский узел возможно завязывать в двух вариантах — концы выходят с одной стороны, и когда концы выходят с разных сторон. Узел, у которого концы выходят с одной стороны считают менее надёжным, чем узел, у которого концы выходят с разных (по диагонали) сторон[17].

Когда же все 4 конца узла задействуют, его применяют в вышивке для декоративных целей и называют узлом «Жозефина»[17][15]. В других источниках узел «Жозефина» от плоского узла отличают расположением ходовых концов — с одной стороны у узла «Жозефина», диагонально у плоского[2][4][8].