Морской узел (понятие)


Морскóй у́зел — собирательное[1] название обывателей для группы «морских»[2][3][4] узлов — подобно группам узлов: «ткацких»[5], «хирургических»[6][7], «мясничих»[8]. Хотя сами моряки не называют корабельные узлы «морскими»[6].

На парусниках все снасти крепят при помощи тросов, узлов, блоков. В связи с необходимостью надёжного закрепления мачт, реев, парусов, создания множества такелажных снастей, всё это способствовало появлению «морских» узлов. От прочности узлов зависит безопасность корабля. От экипажа парусника требовали знание такелажного дела — умение делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый матрос был обязан уметь быстро и правильно вязать узлы, даже в темноте во время шторма на высоких мачтах. «Морские» узлы — необходимы, чтобы пришвартовываться, привязывать кранцы, поднимать груз, «брать на буксир», «брать рифы». «Морские» узлы должны обладать возможностью быстро развязать их после нагрузки[9]. Из-за воздействия влажного морского воздуха и солёной морской воды тросы из растительного материала (пенька, сизаль) «закусывает» так, что их трудно «раздёрнуть», поэтому на флоте принято завязывать узлы с петлёй на завершающем этапе узловязания.

В морском деле каждый узел имеет строго определённое предназначение, поэтому многие «морские» узлы названы:

На флот набирали моряков из низших слоёв общества, которые были неграмотными, различных национальностей и возраста[12]. Поэтому к узлам на парусном корабле предъявлялись определённые требования[13][9]: