Площадь Субботников


Пло́щадь Суббо́тников (до 1921 года часть Успенской (Заводской) улицы) — площадь в жилом районе «Визовский» Верх-Исетского административного района Екатеринбурга, предзаводская площадь Верх-Исетского металлургического завода. Образована слиянием улиц Заводской, Кирова и Синяева[1][2].

На площадь выходят главные проходные ВИЗа, здания Дворца культуры ВИЗа и бывшей церкви Успения Богородицы. В юго-восточной части площади находится мемориал жителям ВИЗа, павшим в годы Великой Отечественной войны.

Дворец культуры ВИЗа (Дворец Металлургов) был построен в 1952—1957 годах по заказу и на средства Верх-Исетского металлургического завода. Архитектор — В. В. Емельянов, художник — В. П. Елисеев, скульптор — В. А. Буланкин. У входа на постаменте стояла трёхфигурная скульптурная композиция, посвящённая миру, труду и семье работы скульпторов В. Е. Егорова и П. А. Сажина (не сохранилась). Дворец первоначально строился по типовому проекту, но в процессе строительства в проект были внесены планировочные и конструктивные изменения, представляет собой образец общественного сооружения в стиле советской неоклассики.

Здание расположено на южной границе площади Субботников, имеет строго симметричную объёмно-планировочную композицию. Стоит на высоком стилобате, имеет два боковых портика с колоннадами и заглублённую центральной частью. Структуру дворца культуры составляют два объёма: двухэтажный объём зрительного зала, прямоугольный в плане, и основной четырёхэтажный объём, П-образный в плане, обращённый на площадь[3].

Успенская церковь была построена на месте деревянного храма с таким же названием в 1831—1838 годах, архитектор М. П. Малахов. Является образцом русского классицизма. Находится в повышенной части рельефа, поднимающегося от реки Исети и выше прибрежной части с постройками Верх-Исетского завода[4]. В силу своего месторасположения церковь играла значительную роль в предзаводской площади Верх-Исетского завода (ныне площадь Субботников), занимала её восточную сторону. Крупный объём церкви и узловое положение в застройке уравновешивает здание Дома культуры ВИЗа. Церковь доминирует в пространстве прилегающих кварталов, включая заводские корпуса и главную проходную[5].

Во второй половине XIX века церковь Успения Богоматери подверглась перестройке в стиле эклектики. В XX веке подверглась полной реконструкции. Были утрачены портики, колокольня, купол, четыре угловые главки, изменены фасады. От первоначальной постройки сохранились лишь фрагменты, самый значительный из которых — барабан купола, прорезанный 12 прямоугольными проёмами, которые оформлены пилястрами и сандриками. Профилированная тяга соединяет подоконные плиты, барабан завершается профилированным карнизом с фризовой частью, украшенной лепным орнаментом[5].