Пневматическая почта


Пневматическая почта, пневмопо́чта (от греч. πνευματικός — воздушный)[1], или подземная почта[2], — вид транспорта, система перемещения штучных грузов под действием сжатого или, наоборот, разрежённого воздуха. Закрытые пассивные капсулы (контейнеры) перемещаются по системе трубопроводов, перенося внутри себя нетяжёлые грузы, документы. Является разновидностью пневмотранспорта[3]. В конце 19-го и начале 20-го веков сети пневматической почты получили распространение в офисах, которым необходимо было транспортировать небольшие срочные посылки, такие как почта, другие документы или деньги, на относительно короткие расстояния в пределах здания или, самое большее, в пределах города. Некоторые установки стали довольно сложными и масштабными. Но в основном, они были демонтированы и заменены другими способами доставки грузов. Однако в 21 веке они получили дальнейшее развитие в таких местах, как больницы, для отправки образцов крови и тому подобных проб в клинические лаборатории для анализа.

Небольшое количество пневматических транспортных систем было построено для более крупных грузов, чтобы конкурировать с системами поездов и метро. Однако они так и не завоевали популярность.

Основные принципы пневматики были, первоначально, изложены древнегреческим физиком-изобретателем Ктесибием Александрийским в трактате «О пневматике»[4] и, затем Героном Александрийским. Этот великий инженер в первом столетии в своем трактате «Пневматика»[5] описал принципы и составляющие компоненты, которые до сих пор лежат в основе пневмотранспорта[4].

Пневматическая почта как средство почтовой связи была предложена в 1667 году французским физиком Дени Папеном[6][7].

Первая известная система пневмопочты была запущена в работу в 1792 году в Вене между наблюдательной площадкой на вершине 50-метровой колокольни собора Святого Стефана и комнатой у подножия башни, где дежурили пожарные[8]. В медную капсулу закладывалась записка с адресом, по которому происходил пожар, она разгонялась в трубе кузнечными мехами и, дойдя до комнаты пожарных, ударялась о колокол, который своим звоном сигнализировал о поступлении сообщения. Эта система эксплуатировалась до 1855 года[8].

В дальнейшем, примерно в 1799 году, использование пневмопочты самостоятельно разработал и предложил Уильям Мёрдок[9].