Управление движением камеры


Управление движением камеры, автоматический повтор перемещения камеры, Моушен контрол (англ. Motion Control) — технология комбинированной съёмки с многократной экспозицией, основанная на точном повторении движения съёмочной камеры при помощи роботизированных панорамных головок, операторских кранов и кран-тележек.

В отличие от обычных технологий «блуждающей маски» и «хромакей», возможных только при съёмке неподвижной камерой, автоматическое управление перемещением допускает её произвольное движение, а также панорамирование и работу трансфокатора. Это позволяет придавать комбинированным кадрам достоверность, характерную для обычной съёмки.

Впервые попытка совместить движущийся объект со снятым отдельно фоном при перемещении камеры была предпринята в 1916 году во время съёмок фильма «Полёт голландца». При этом киносъёмочный аппарат двигался на тележке по рельсам со специальной разметкой. В результате удалось совместить изображение призрака, снятого на ту же киноплёнку заранее, со стеной замка, точно повторив движение камеры во время обеих экспозиций[1]. Дальнейшее развитие технология получила лишь 30 лет спустя, когда инженер кинокомпании MGM Олин Дюпи создал систему, записывающую параметры движений камеры на тонфильм. При съёмке второй экспозиции по методу блуждающей маски перемещения аппарата, происходившие во время первой экспозиции, в точности повторялись приводами тележки и панорамной головки. Система применялась при съёмках нескольких фильмов, в том числе музыкальной картины «Американец в Париже». Комплекс, требующий предварительного программирования движения, был в эти же годы создан компанией Paramount Pictures. Одним из наиболее известных фильмов с повтором движения съёмочной камеры в 1968 году стала «Космическая одиссея 2001 года» Стенли Кубрика[2]. В 1971 году на съёмках фильма «Штамм „Андромеда“» использовалась система, в которой движение камеры записывалось на магнитофон[1].