Погребение заживо


Погребе́ние за́живо — способ смертной казни, убийства или пытки, а также возможный результат несчастного случая, например, при обрушении зданий, авариях в шахтах либо ошибки (похороны живого человека, ошибочно считаемого мёртвым, находящегося в коме), при которой живой человек оказывается погребён под слоем земли. Страх быть погребённым заживо по ошибке (тафофобия) является одной из распространённых человеческих фобий. По российскому законодательству умышленное погребение заживо, приведшее к смерти, квалифицируется как убийство, совершённое с особой жестокостью[1].

Как способ смертной казни известно в Древнем Риме: к примеру, весталка, нарушившая обет девственности, погребалась заживо с запасом пищи и воды на один день. При этом закапывали осуждённых, как правило, под Коллинскими воротами на Квиринале на т. наз. Злодейском поле (лат. Campus Sceleratus; в истории известны Оппия, казнённая в 483 до н. э.[2][3], и старшая весталка Корнелия, умерщвлённая по указу Домициана в 87 году[4]). Путём погребения заживо были казнены некоторые христианские мученики. В 945 году княгиня Ольга приказала закопать живьём древлянских послов вместе с их ладьёй. В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В Запорожской Сечи убийцу хоронили заживо в одном гробу с его жертвой[5][неавторитетный источник].

Согласно статье СХХХI уголовно-судебного уложения «Священной Римской империи германской нации» («Каролина»), «ради вящего устрашения подобных жестоких женщин»: «Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшиеся члены, да будет, согласно обычаю, заживо погребена и пробита колом»[6].

Вариант казни — закапывание человека в землю по шею, обрекающее на медленную смерть от голода, жажды и холода. В России в XVII — начале XVIII века заживо закапывали в землю по шею женщин, убивших своих мужей[7]. B законодательство такая мера была введена Соборным уложением 1649 года (глава XXII ст. 14)[8]:

А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а сыщется про то допряма, и ея за то казнити, живу окопати в землю, и казнити ея такою казнею безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, того не похотят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости, и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрёт.