Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин»


Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — серия советских атомных подводных лодок, изначально вооружённых баллистическими ракетами Р-29РМ, и впоследствии перевооружённых ракетами Р-29РМУ2 «Синева», Р-29РМУ2.1 «Лайнер».

Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение. Постановление правительства о разработке проекта вышло 10 сентября 1975 года[4]. Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».

Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье» — был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введён в строй. Всего в период с 1984 по 1990 годы было построено 7 субмарин этого проекта, 5 из них находятся в составе ВМФ России, одна — К-84 «Екатеринбург» — в декабре 2014 года передана флоту после капитального ремонта[5], и ещё одна — на переоборудовании в носитель глубоководных аппаратов. Все корабли были построены на заводе «Севмаш». Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск».

Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты — в носовой части.

По сравнению с лодками проекта 667БДР, «Дельфин» имеет увеличенную высоту ограждения ракетных шахт, увеличенные длины носовой и кормовой оконечностей корабля, диаметр прочного корпуса, диаметр лёгкого корпуса в районе 1-3 отсеков. Прочный корпус и межотсечные переборки изготовлялись с применением стали, менее склонной к хрупкому разрушению[6]. Поверхность корабля покрыта акустически-маскирующим материалом.

Были применены новые пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Набегающий поток воды выравнивается специальным устройством.