Подводные лодки типа «Крейсерская»


Подводные лодки типа К, «Крейсерская», XIV серии — тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны. Лодки этого типа предназначались для долгих одиночных, автономных походов к коммуникациям противника и стали самыми крупными подводными лодками ВМФ СССР в тот период. На флоте лодки получили прозвище «Катюша». Всего в 19361938 годах было заложено 12 лодок этого типа, из которых до начала войны ввели 6, сосредоточенных в составе Северного флота. Ещё четыре лодки Балтийского флота были поставлены на вооружение уже в ходе войны, пятая вступила в строй уже к её концу и в боевых действиях не участвовала, а ещё одна достроена так и не была. Подводные лодки типа «К» активно использовались в ходе войны на коммуникациях противника в Балтийском море и у берегов Норвегии, всего за ними числится потопленными 16 судов общим тоннажем 27 236 брт и 9 боевых кораблей противника, а повреждёнными — 2 судна тоннажем 15 979 брт и 4 боевых корабля. К концу войны уцелели шесть лодок этого типа, которые оставались на вооружении советского флота до середины 1950-х годов.

История подводных лодок типа «К» ведёт своё начало из двух концепций подводной лодки, прорабатывавшихся в СССР — «эскадренной подводной лодки» и «подводного крейсера». Первая представляла собой подводную лодку, способную действовать в составе эскадры крупных надводных кораблей совместно с ними, что требовало прежде всего высокой скорости надводного хода — порядка 20 узлов. Основным же свойством крейсерской лодки являлась высокая дальность плавания, позволявшая действовать на дальних морских коммуникациях противника вне зон его противолодочной обороны, в сочетании с мощным артиллерийским вооружением. Такая концепция пользовалась в 1920-е годы определённой популярностью за рубежом, так, концепция эскадренной подводной лодки наибольшее развитие получила в Великобритании. СССР стремился иметь в составе своего флота те же классы и подклассы военных кораблей, что и у ведущих морских держав, поэтому уже в начале 1920-х годов среди планировавшихся к строительству классов подводных лодок предусматривались «подводный крейсер с мощным артиллерийским вооружением» и «эскадренная подводная лодка»[3]. Отдельные черты эскадренности были введены уже на лодках типа «Д», но в полной мере концепцию воплотили при строительстве типа «П». Три лодки этого типа, строившиеся в 19311936, однако же, оказались столь неудачны, что уже через два года после вступления в строй были переведены в учебные подразделения[4]. Концепция подводного крейсера, с дальностью плавания в 12 000 миль, автономностью 45 суток и вооружением из двух 100-мм орудий при максимальной скорости хода всего в 12 узлов, была проработана в 19301932 годах, но практического воплощения в то время не получила из-за недостатка финансирования[4][5].