Подводные лодки типа «Средняя»


Подводные лодки типа С, «Средняя»[1], «Сталинец»[2] — общее наименование для советских подводных лодок серий IX, IX-бис и XVI, построенных в 19361948 годах на базе проекта, разработанного по заказу советской стороны немецко-голландским конструкторским бюро IvS. Всего в строй вступила 41 субмарина[П 1], в том числе к началу войны было введено в строй 17[П 2] (18[3]) лодок, в ходе войны — 17[3][П 3], а ещё 7[3][П 4] лодок, бывших на плаву к 22 июня 1941 года, вступили в строй уже после окончания войны. 30 участвовавших в Великой Отечественной войне подводных лодок типа «С» по подтверждённым обеими воюющими сторонами данным потопили 19 судов общим тоннажем 78 942 брт, 7 боевых кораблей, в том числе одну подводную лодку, повредили 6 транспортов (27 192 брт) и 6 боевых кораблей противника. Было потеряно 15 субмарин этого типа, в том числе все три лодки серии IX.

За боевые заслуги двум подводным лодкам присвоено звание гвардейских, семь лодок стали краснознамёнными, в том числе С-56 была удостоена обеих наград.

После строительства первых серий советских подводных лодок Управление Военно-морскими силами РККА приступило к поиску путей ликвидации отставания в подводном кораблестроении от передовых стран. Политическая обстановка после Гражданской войны и интервенции не располагала к диалогу со странами Антанты, а наиболее реальным было сотрудничество с Веймарской Германией.

Откомандированные в Германию весной 1930 года советские специалисты не смогли достичь значительных результатов в связи с тем, что выполняющая условия Версальского договора Германия не имела права строить подводный флот. Однако, заинтересованность в совместной работе проявило входившее в компанию «Дешимаг» голландское конструкторское бюро NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw («IvS»), занимавшееся усовершенствованием проектов лучших немецких подводных лодок времён Первой мировой войны и строительством подводных лодок на экспорт.

В ноябре 1932 года группа советских морских специалистов в составе А. К. Сивкова, П. Ю. Юраса, В. Н. Перегудова и В. А. Никитина была направлена в зарубежную командировку для изучения возможностей фирмы «IvS» и ознакомления с немецкими предприятиями, выпускающими дизельные двигатели с высокой удельной мощностью.