Подиум (мода)


По́диум — возвышение в виде длинной узкой платформы для показа моды (прохода моделей в одну и другую сторону под музыку).

В 1901 году дизайнер Люсиль провела в Лондоне первое публичное дефиле — показ мод со сценой и музыкальным сопровождением[1]. Сцена у Люсиль, в парижской традиции того времени, была небольшой и невысокой (две-три ступени)[2].

Длинные и высокие подиумы, простирающиеся в аудиторию (англ. catwalk), зародились в США[2]. На фото 1909 года, сделанном в Египетском зале магазина Уонамейкерс  (англ.), видна сцена, от которой в аудиторию под прямым углом отходит длинная платформа, на которой стоят около двадцати моделей. Пропорции конструкции ближе к современным подиумам, чем к сценам Люсили[3]. Использование высоких платформ для показа мод рекомендовалось в 1911 году в специальной литературе[4]. Предтеча современных узких подиумов появился во время спектаклей в театре «Винтер Гарден  (англ.)» в Нью-Йорке. Владельцы театра, Шуберты  (англ.), вставили в своё ревю англ. The Passing Show of 1914 имитацию показа мод, в которой актрисы — вначале в вечерних платьях, а потом без них — выходили на мостки, проходившие от центра сцены в зрительный зал[5]. Р. Г. Уэйнскотт (англ. Ronald Harold Wainscott), считает, что это решение пришло из японского театра кабуки, где подиум-ханамити использовался с XVII века. В западную театральную традицию его перенёс Макс Рейнхардт в начале 1910-х годов для разрушения четвёртой стены[6].

Уже через год Флоренц Зигфелд впечатлил публику подиумом, расположенным над головами первых двух рядов столиков кабаре, стратегически проделанные вентиляционные отверстия открывали вид на ноги проходящих артисток[5], а потоки воздуха через отверстия поднимали юбки на «опасную высоту»[7]. Подиум был спроектирован недавно приехавшим из Австрии И. Урбаном  (англ.), который в то же время прославился переделкой сцены для показа мод в магазине Гимбелс  (англ.), так что, возможно, сцена для англ. Ziegfeld Midnight Frolic была эротизированной версией подиума из магазина[5].

Европейские модельеры, впечатлённые масштабом американских дефиле[8], тем не менее продолжили традицию салонов с очень небольшим количеством (около 50[8]) зрителей-покупательниц без использования подиума (модели проходили через анфиладу комнат). Одним из немногочисленных исключений стал Редферн  (англ.), оснастивший свой салон в центре Парижа длинной платформой, по которой модели проходили перед тем, как спуститься в зал[9]. Открытые показы для больших аудиторий появились во Франции в 1920-х годах; в 1929 дефиле прошло в Парижской опере, где подиум был построен в центральном проходе[10].

Если дать дизайнеру волю, длина подиума будет 300 метров и все будут сидеть в первом рядуБ. Рейвид (англ. Bruce Rayvid), продюсер Недели моды в Нью-Йорке[11]