Подземная железная дорога


Подземная железная дорога (англ. The Underground Railroad) — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году.

Различные маршруты, которыми пробирались группы беглецов, начинались от границ штатов Теннесси, Кентукки, Виргинии, Джорджии, Мэриленда и вели в Северные штаты, а также в Канаду. «Подземная железная дорога» имела свою организацию — на ней были свои «кондукторы» (старшие-сопровождающие в группах), «станции» (жильё, предоставляемое сочувствующими для беглых в пути для отдыха и укрытия).

Наибольшее участие в организации «Подпольной железной дороги» приняли активисты аболиционистского движения, свободные негры и мулаты, квакеры и баптисты. За период с 1830 по 1861 годы по этому пути удалось переправить на Север и дать свободу более чем 60 тысячам рабов (по некоторым оценкам, число сбежавших рабов доходит до 100 тысяч[1]). Наиболее отличились Леви Коффин, Томас Гарретт, оказавший помощь более чем 2 200 бежавшим рабам, и негритянка Гарриет Табмен, совершившая 19 «путешествий по дороге» и освободившая примерно 300 рабов.

Первая в мире реальная подземная железная дорога появилась только в 1860-х, но проекты, известные сегодня как городские метро, активно обсуждались по обе стороны океана ещё с 1830-х, и, без всякого сомнения, производили большое впечатление на передовую общественность, были у всех на слуху. К тому же, на момент самой активной деятельности «подземки» аболиционистов, в Лондоне уже полным ходом шло строительство первого метро — London Underground. Видимо, отголоски этих разговоров и породили среди черных рабов Юга легенду о том, что аболиционисты прокопали под землей тоннель, в котором проложили рельсы и пустили «поезда свободы», вывозившие рабов на Север. Вряд ли уже можно установить автора этого красивого мифа — запустили ли эту байку сами аболиционисты в целях конспирации, или же они приняли детали этой легенды для обозначения деталей своей сети переправки невольников («станции», «кондукторы» и т. д.). Сегодня, говоря об этой странице американской истории борьбы с рабством, правильнее будет использовать точный перевод, The Underground Railroad — «Подземная железная дорога» как название подпольной организации аболиционистов[2].