Покровская суббота


Покро́вская суббо́та — у восточных славян день поминовения усопших, родительская суббота[1] перед днём Покрова, приходящимся на 1 (14) октября. В Русской православной церкви и в народной традиция восточных славян поминовение усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы распространено лишь в некоторых местностях.

В Русской православной церкви установление Покровской родительской субботы связывается с указом патриарха Иова от 25 февраля 1592 года архиепископу Казанскому Ермогену. Указ предписывал ежегодное поминовение православных воинов, павших при взятии Казани на Покров Пресвятой Богородицы 1552 года[2].

В Русской православной церкви традиция поминовения усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространена в ограниченном ареале — на территориях епархий в Поволжье, Прикамье, Урале и Сибири, вошедших в состав России после 1552 года[2]. В настоящее время Покровская родительская суббота совершается в Казанской, Вятской, Ижевской и Екатеринбургской епархиях[3]. Если Покровская родительская суббота совпадает с днём преставления апостола Иоанна Богослова, то поминальный молебен-«панафида» переносится с субботы на воскресенье[4].

В русской народной традиции Покровскую субботу считали родительской (поминальной)[1], хотя и не такой важной и обязательной, как Дмитриевская. У белорусов в этот день местами отмечают «Покровские деды». Празднование обычно начиналось с пятницы, когда подавали постный ужин и начинали приготовления к субботней обильной трапезе; реже эти обряды совершались в субботу вечером и в воскресенье утром[5]. На Севере Руси ещё в конце XIX века последнее осеннее поминовение, как остаток древней практики, совершалось именно в Покровскую субботу, а не в Дмитриевскую[6].

Литургист епископ Афанасий (Сахаров) писал, что в древности в некоторых местах погребения «на убогих домах» поминовение усопших проводилось не только в четверг перед днём Святой Троицы, но и перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы[7].

В Заонежье Покров день считался «днём окончательной постановки скота в стойла», причём этому предшествовало забивание части животных на мясо. Окончание периода выпаса приурочивалось к Покрову и в Белозерском крае (Вологодчина), правда, на деле реальный срок начала содержания домашнего скота в закрытых помещениях мог сдвигаться в зависимости от погоды. Однако ритуал, фиксирующий этот важный момент в домашнем скотоводстве, совершался именно в Покров (кое-где в Покровскую субботу)[8].