Поликадр


Поликадр или Поликадровое кино (англ. Split Screen) — разновидность технологий мультимедиа, предусматривающая одновременный показ разных изображений на одном экране за счёт разделения кадра на части[1]. Часто поликадровое изображение путают с полиэкранным, однако принципиальным отличием полиэкрана является использование нескольких проекторов (мониторов) и независимых источников изображения. В кинематографе создание поликадра возможно как во время комбинированной съёмки с помощью каше, так и при оптической печати с нескольких негативов трюк-машиной. На телевидении поликадр создаётся при помощи видеомикшера или по принципу разделения экрана в компьютерной графике.

Поликадр широко применяется в кинематографе, на телевидении, в компьютерном искусстве и продвинутых арт-практиках. Принцип восходит к житийным иконам (когда в ряде прямоугольных клейм на одной доске изображались последовательности определенных исторических событий), к комиксам, но в наибольшей мере к коллажам авангардистов и к шелкографическим картинам художников поп-арта Роберт Раушенберга и Энди Уорхола[2].

Разделение экрана на части позволяет показывать в одном кадре события, происходящие одновременно в разных местах, или объединённые общим сюжетом. Приём считается альтернативой параллельному монтажу и расширяет творческие возможности кинематографа. Одно из первых применений приёма можно увидеть в работах «Торговля белыми рабынями» Августа Блома или «Саспенс» Лоис Уэбер, где он используется для изображения одновременных действий разных героев в одно и то же время без применения монтажных склеек.

В 1950-е годы техника поликадра часто применялась для демонстрации телефонного разговора, что позволяло формально обойти требования кодекса Хейнса и создать иллюзию будто влюблённые пребывают где-то вместе (в постели или в ванне). Например, в фильмах «Мылый сэр» с Кэрри Грантом и Ингрид Бергман и «Телефон пополам» с Дорис Дэй и Роком Хадсоном [3]. Со временем эту уловку продолжили применять в романтических комедиях («Когда Гарри встретил Салли» (1989), «К чёрту любовь!» (2003) и других).

Техника поликадра с каше и многократной экспозицией в ранний период кинематографа позволяла актёрам «раздваиваться» в кадре, играя одновременно две роли близнецов или похожих людей. Для этого перед объективом неподвижно закреплённого киносъёмочного аппарата устанавливали каше, закрывающее половину кадра. После окончания съёмки киноплёнку перематывали на начало, и переставляли каше. Актёр перемещался в другую часть кадра и съёмка повторялась. Технология накладывала серьёзные ограничения, не позволяя «близнецам» касаться друг друга и пересекать линию стыка двух каше. Позднее эту технологию сменила более совершенная блуждающая маска, которая позволяет актёру даже обниматься с самим собой в одном кадре.