Поречье (Можайский район)


Поречье — село в Можайском районе Московской области России, административный центр Порецкого сельского поселения. До 2006 года — центр Порецкого сельского округа.

Расположено на берегу реки Иночи, левого притока Москвы-реки, в 38 км к северо-западу от районного центра — города Можайска.

Согласно писцовым книгам XVI века сельцо Поречье на реке Иночь было «Старинной вотчиной Михаила Иванова сына Протопопова». В 1685 году часть вотчины, которая принадлежала Богдану Ивановичу Протопопову, получила в приданое его дочь Мавра, вышедшая замуж за стольника Ивана Михайловича Татищева. Другая часть вотчины после смерти Петра Ивановича Протопопова перешла к его сыну — Борису Петровичу.

В 1698 году Иван Михайлович Татищев и Борис Петрович Протопопов продали вотчину за 1000 рублей; она стала принадлежать князю Борису Ивановичу Прозоровскому. В 1699 году Прозоровский перевёз в Поречье из Алисавино, старую деревянную церковь Иоанна Предтечи; в 1720 году, уже после его смерти она была заменена новой, вновь деревянной, церковью Рождества Богородицы.

В 1723 году Поречье стало вотчиной Екатерины I (земли князя Прозоровского в Можайском уезде получили также в совместное владение Фёдор Скавронский и его сестра Анна Ефимовская). Елизавета Петровна с восшествием на престол также щедро одарила своих сторонников и один из них, Алексей Григорьевич Разумовский, получил в 1742 году в Можайском уезде Болычёвскую волость, в которую входило и Поречье. Его наследникам вотчина принадлежала до 1818 года, когда Поречье было отдано как приданое дочери графа А. К. Разумовского, вышедшей замуж за графа С. С. Уварова, в роду которого имение оставалось вплоть до 1917 года.

К 1837 году был построен новый двухэтажный каменный дом в классическом стиле с восьмиколонным портиком ионического ордера. Венчал здание полностью застекленный бельведер, выполнявший функцию светового фонаря над центральным залом Порецкого музеума. Проект дома принадлежал известному архитектору Д. Жилярди. При наследнике гр. Алексее Сергеевиче Уварове дом уже не вмещал новые коллекции и был перестроен: северный фасад обрёл новое парадное крыльцо в духе древнерусского зодчества, в отдельных залах были устроены своды в древнерусских традициях; южный фасад, напротив, олицетворял культуру античной Италии: балконы поддерживались атлантами, портик с балконом над южным парковым входом украшался кентаврами, увеличенными копиями с капитолийских, и двумя кариатидами. Между западным флигелем и дворцом был устроен внутренний дворик в стиле старинных итальянских патио. Проект хозяйственного двора с постройками, примыкавшего к гостевому флигелю был выполнен М. Н. Чичаговым; А. П. Попов разработал проект итальянского дворика и многих малых архитектурных форм в парке: «Святой источник» с перголой и гротом с образом Спасителя, фонтан «Тритон». В нижнем этаже дома был размещён музей — естественно-исторический, геологический и, главным образом, археологический.