Порт Александра III


Порт Александра III (Либавская крепость) — военный порт имени Александра III в Либаве; значимая военно-морская база Российской империи в регионе Балтийского моря. В настоящее время район базы именуется Кароста (латыш. Kara Osta — военный порт).

Указ о строительстве военного порта в Либаве был отдан морским министерством, которое распланировало шаги по строительству новой базы имперского флота на Балтийском море: сперва отстроить аванпорт, затем, получив соответствующие распоряжения от военного ведомства, и сам порт. 19 января 1890 года на должность руководителя инженерных и строительных работ был назначен военный инженер, полковник И. Г. Мак-Дональд. Главное управление кораблестроения и снабжения (ГУКиС) назначило на посты кураторов строительства С. П. Максимовича и П. А. Борейшу. Механизмы и строительная техника была доставлена в Либаву из Англии и Германии.

Подрядчики немедленно приступили к строительству временной гавани, были проложены 8 километров железнодорожного полотна, заложены фундаменты бетонного завода и камнеобрабатывающих мастерских.

В строительстве военного порта были задействованы более 5 тысяч рабочих, которые происходили в основном из Виленской, Ковенской и Витебской губерний.

18 мая 1890 года, в разгар начального этапа строительных работ в город прибыл управляющий имперским морским министерством Н. М. Чихачёв. Он прибыл на крейсере «Азия» с целью осуществления фактического контроля, поскольку возникли временные затруднения со строительством бетонного завода. В итоге его запустили в действие, а камень для работ доставлялся из гавани святого Павла, которая располагалась в устье реки Сакке, в 28 милях от Либавы. Одновременно отстраивался центральный участок будущего мола с помощью закупленного в Англии парового крана «Титан». В присутствии ведомственного управляющего Чихачёва 16 августа 1890 года состоялась закладка первого массива кладки будущего форта.

К осени 1891 года строительство базы было приостановлено в связи с задержкой финансовых средств, поступавших на обеспечение строительства. Министр финансов И. А. Вышнеградский должен был заполнить брешь в крестьянских хозяйствах, которые серьёзно пострадали от беспрецедентно сильного наводнения весеннего сезона, а также от колоссального неурожая, настигшего крестьянские угодья средней полосы России.