Посажение на кол


Посаже́ние на́ кол — вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.

Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и на Ближнем Востоке. Первые упоминания относятся к началу II тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах. На ассирийских рельефах встречаются 2 варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через анус. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Эта мера применялась в Мидии[1]. Известна она была и римлянам, хотя распространения в Древнем Риме не получила, в противовес распятию.

Посажение на кол было довольно распространено в Византии, например, мятежник Фома Славянин был посажен на кол в середине октября 823 года[2].

Согласно распространённой легенде, особой жестокостью отличался валашский правитель Влад Це́пеш (рум. Vlad Țepeș — Влад Дракула, Влад Колосажатель, Влад Кололюб, Влад Пронзитель[3]). По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был закруглён и смазан маслом. Кол вводился в анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких часов) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причём смерть порой наступала лишь через несколько часов, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело.

Царь же велми разсердити себе о том и поиде воинством на него и прииде на него со многими силами. Он же, собрав елико имеаше у себе войска, и удари на турков нощию, и множество изби их. И не возможе противу великого войска малыми людьми и възвратися. И кои с ним з бою того приидоша, и начат их сам смотрити; кои ранен спреди, тому честь велню подаваше и витязем его учиняше, коих же сзади, того на кол повеле всажати проходом, глаголя: «Ты еси не муж, но жена».

Кровожадную изощрённость валашского воеводы европейцы иногда воспринимали в качестве некоей «восточной экзотики», неуместной в «цивилизованной» державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Вустер, вероятно, наслушавшись во время дипломатической службы при папском дворе об эффективных «дракулических» методах, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году. Впоследствии его самого казнили за (как гласил приговор) поступки, «противные законам данной страны».