Пост в иудаизме


Пост в иудаи́зме (ивр. צוֹםцом, также תַּעֲנִיתтáанит, ענות נפשáнот нéфеш — «истязание души») — воздержание от принятия пищи и питья, добровольное или по предписанию закона.

Пост упомянут уже в Пятикнижии (Лев. 16:31). Являлся неотъемлемой частью ритуала в эпоху первого Храма (Ис. 1:13 по Септуагинте; Иер. 36:9; ср. Иоил. 1:14; 2:15—17). Право объявлять пост принадлежало старейшинам местных общин, которых, однако, могло обязать к этому царское распоряжение (3Цар. 21:8-12).

Наиболее известный в иудаизме день поста — Йом Кипур (День Искупления), когда галаха запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Тем не менее, этот день в еврейской традиции относят к праздничным. Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (Тиша бе-Ав, в который также запрещены эти 5 вещей), продолжают от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов.

Пост Девятого Ава предваряют 3 траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.

Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё отмечают 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. Перед Пуримом отмечают пост Эстер в память о событиях, описанных в книге Эстер (Есфири), а перед Песахом существует так называемый «пост первенцев». Все эти посты продолжают от рассвета и до появления звёзд.

Существует также ряд необязательных постов, например в канун новомесячий, пост первенцев накануне Песаха, 3 дня по лунному календарю во второй день после Песаха и в пятый и через неделю во второй[2][3] в месяц после праздников[4]: Песах и Суккот. Тору читают публично в синагоге по понедельникам и четвергам (связано с постом). Также сидур содержит особые молитвы (таханун) на понедельник и четверг (связано с постом).