Посылочная марка


Посылочная марка, или пакетная марка, — специальная почтовая марка, предназначенная для оплаты почтового сбора за пересылку посылок и пакетов[1][2]. Посылочные марки использовались в США (с 1865), Бельгии, Италии, Франции и некоторых других странах. Кроме того, выпускались доплатные посылочные (в США — с 1912, в Бельгии — с 1954) и некоторые другие виды посылочных марок[2].

Первые посылочные марки появились в США в 1865 году (для газетных пакетов, или посылочные газетные), в Бельгии в 1879 году (посылочные железнодорожные)[2] и в Италии в 1884 году[1][2]. С 1892 года почтовые марки для посылок (железнодорожные) были введены в обращение во Франции. Собственно посылочные марки стали выходить с 1912 года в США[1][2] (Sc #Q1—Q12), с 1928 года — в Сан-Марино и Бельгии и т. д. За всю историю почтовой связи посылочные марки употреблялись также в ряде других стран (Болгария[2], Дания, Финляндия[1][2] и др.).

Не всегда к эмиссии посылочных марок прибегали почтовые администрации, иногда их выпускали железнодорожные ведомства, которые отвечали за перевозку посылок по железным дорогам страны (например, в Бельгии)[2].

Помимо собственно посылочных марок, в некоторых странах применялись другие виды посылочных марок, которые можно классифицировать по ряду критериев.

Автомобильные посылочные марки предназначаются для оплаты почтового сбора за пересылку посылок, которые перевозятся почтовыми автобусами[англ.]. В качестве примера можно привести Финляндию, где с 1949 года перевозка посылок производится почтовыми автобусами и катерами[4].

Газетные посылочные марки предназначались для оплаты пересылки пакетов (посылок) с газетами по особому, обычно льготному, тарифу. Выпускались в США (1865—1898), Бельгии (1928—1932), Латвии (1926—1932) для пересылки посылок с газетами по железной дороге[2].