Железнодорожная марка


Железнодоро́жная ма́рка — особая почтовая или служебная марка, используемая, как правило, для оплаты почтовых отправлений, которые перевозятся по железной дороге[1][2]. Могут быть как почтового, так и непочтового характера. Впервые появились в 1846 году[3][4]. Железнодорожные марки почтового характера могут включаться в каталоги почтовых марок «Скотт», «Ивер и Телье», «Церес» и др. В зарубежном филателистическом обиходе считаются «синдереллами»[англ.][4].

В случае марок, предназначенных, например, для взимания дополнительного сбора за пересылку писем по железной дороге, они служили в качестве предварительной платы за последующую доставку корреспонденции с момента её поступления на железнодорожную станцию. Тем самым железнодорожное ведомство брало на себя обязательство транспортировки письма в почтовое отделение, которое обслуживало станцию, ближайшую к тому пункту, куда было адресовано письмо[4].

Множество железнодорожных марок было выпущено государственными железнодорожными администрациями, например, в Баварии, Бельгии, Болгарии, Дании, Франции[8], Ираке[9], Катанге, Латвии, Австралии[10] (включая Новый Южный Уэльс, Квинсленд, Викторию, Тасманию[11] и т. д.), Новой Зеландии[12][13][14] и в других странах. Ещё больше отпечатано в мире железнодорожных марок частных железных дорог[4][15][16][17]. Часто они употреблялись для франкирования посылок и бандеролей, например, в Бельгии, Франции и некоторых других государствах[1][5][6].

Железнодорожными компаниями отдельных австралийских штатов — Виктории, Западной Австралии, Квинсленда, Нового Южного Уэльса, Тасмании, Южной Австралии — выпускались железнодорожные посылочные марки[13][18][19]. Например, на посылочных марках Нового Южного Уэльса значилась надпись «Government Railways» («Правительственные железные дороги»), а их дизайн[en] слагался из цифры номинала внутри щита или другого декоративного элемента[4].

Выходили также железнодорожные служебные марки. В том же Новом Южном Уэльсе для этой цели обычные железнодорожные марки надпечатывались буквами «O S» (от «Official Service» — «Официальная служба»)[4].

Стоимость некоторых из железнодорожных марок Австралии в настоящее время может достигать 25 австралийских долларов, а на отдельные экземпляры — до $A750—1000 в негашёном и до $A500—1000 гашёном виде[20].