Гашение (почта)


Гаше́ние — совокупность различных способов аннулирования знаков почтовой оплаты, отдельных либо находящихся на почтовых отправлениях, с помощью определённых пометок, предотвращающих дальнейшее использование знаков для оплаты почтовых услуг. Гашение следует отличать от надпечатки и франкотипа.

Гашение знаков почтовой оплаты спецштемпелем в связи с памятной датой называется спецгашением и также исключает возможность приёма и обработки почтовых отправлений с погашенными спецштемпелем знаками, имея тем самым лишь коллекционное значение.

Часто к гашениям относят и нанесение штемпельных пометок на сами почтовые отправления, не затрагивающие поверхности знаков почтовой оплаты.

Введённые в оборот с 1840 года почтовые марки[2] сразу же породили потребность в ясном указании на оплаченных (франкированных) марками почтовых отправлениях, что знак почтовой оплаты выполнил свою функцию и должен быть аннулирован. Наиболее ранние гашения — пером и чернилами. Однако до изобретения шариковой ручки этот процесс был более трудоёмок и занимал больше времени, чем применение ручного почтового штемпеля.

Кроме того, гашение единообразным штемпелем со всеми предписанными признаками (дата, место и т. д.) оставляло меньше возможностей для злоупотреблений. Поэтому большинство почтовых администраций ввело для сетей своих отделений обязанность использовать официально утверждённые штемпели — либо поставляемые самой администрацией, либо ручной работы начальника той или иной почты, либо заказанные им на стороне, но по утверждённому образцу. Любопытно, что почтовый штемпель более чем на 200 лет старше почтовой марки: впервые он был применён Генри Бишопом в 1661 году в Великобритании (см. домарочный период). С появлением марок функции штемпеля были расширены, а их важность переосмыслена.

Основной связанной с процессом гашения проблемой до середины XX века для почт стало изобретение и внедрение таких его способов, которые бы делали невозможным смыв чернил или краски с марки и последующее повторное её использование в ущерб почте: почтовые и смежные услуги поначалу стоили достаточно дорого, что вводило потребителя в соблазн. Технологическая мысль шла по нескольким направлениям: