Франкотип


Франкоти́п — результат механического франкирования почтовых отправлений, как правило, исходящих от крупных государственных ведомств, коммунальных служб, научных учреждений, деловых структур, общественных организаций и т. д. Представляет собой оттиск знака почтовой оплаты вместе или рядом с календарным почтовым штемпелем.

Необходимость использования франкотипа вызывается большими объёмами исходящей служебной переписки в той или иной организации. Осознав необходимость механизации процесса, организация часто заключает договор с почтовым ведомством и получает право самостоятельной франкировки своих почтовых отправлений с помощью специальных франкировальных машин. В качестве примера такой организации можно привести Пенсионный фонд Российской Федерации[1], который ежегодно рассылает уведомления о состоянии лицевых счетов десяткам миллионов человек.

Как правило, франкотип печатается в одну краску (по правилам Всемирного почтового союза — красную, однако это условие соблюдается не всеми). Рисунок его достаточно примитивен: один или несколько овалов, кругов, квадратов, прямоугольников, многоугольников с цифрами внутри, обозначающими номинал отправления в текущей валюте. Он является частью единого оттиска, содержащего также исходящую дату отправления, название и порой государственную принадлежность организации-отправителя, иногда небольшие тексты рекламного и агитационного характера.

В некоторых странах (Франция, США) франкотипы могут проставляться не только непосредственно на отправлениях, но и на специальных бумажных лентах, наклеиваемых на отправления. Это актуально в случаях, когда последнее обладает большим, нестандартным объёмом и его становится сложно франкировать машиной. Впрочем, такие ленты можно встретить и на письмах.

Предшественники франкотипов известны с XIX века. Однако в то время переписка почтой не достигала масштабов, достаточных для окупаемости механизации ручного труда по франкировке почтовых отправлений, поэтому подавляющее большинство таких попыток ограничивались краткосрочными экспериментами. Первую удачную попытку внедрения франкотипов предпринял Карл Ухерман[en], поставивший машину собственной конструкции почте Норвегии в 1903 году.

Следующей страной, применившей франкотипы, стала в 1904 году Новая Зеландия. Дальнейшее распространение франкотипов произошло по окончании Первой мировой войны: с 1922 года франкировальные машины ввела Великобритания, с 1923 — Германия и Швейцария, с 1924 года — Франция и т. д. Большое значение для распространения франкотипов получили решения VII Всемирного почтового конгресса[de] (Мадрид, 1920), разрешившего их использование в международном почтовом сообщении.