Непочтовая марка


Непочтовые марки — собирательное название знаков, не связанных с почтовым обращением и предназначенных для иных целей, например, для принудительного или добровольного сборов денежных средств от населения и юридических лиц, рекламы товаров и услуг, контроля и учёта и т. д.[1]

В зарубежной практике для непочтовых марок чаще всего используются английские термины: «Cinderellas of Philately»золушки филателии»), «cinderella stamps»марки-синдереллы[en]») или просто «cinderellas» («синдереллы»). Однако к «синдереллам» могут относить и марки местных и частных почтовых служб[2]. Иногда встречаются прямые названия, соответствующие русскому понятию «непочтовые марки», — non-postage stamps[3][4][5] и non-postal stamps[6][7].

Согласно российскому собирателю и каталогизатору непочтовых марок Юрию Турчинскому[8], различают следующие типы непочтовых марок[9]:

Непочтовые марки выделяют в отдельную группу марок-виньеток и им подобных знаков. Они, как правило, не служат для оплаты почтовой корреспонденции, хотя и могут распространяться через почтовые учреждения. Средства, собранные от продажи этих марок, перечисляются на благотворительные цели — на поддержку государственных ссудных касс (Франция, 1927), почтовых работников, больных туберкулёзом (Греция, 1940) и т. д. Первые благотворительные марки появились в 1904 году в Дании для сбора денег в фонд борьбы с туберкулёзом. Марки поступали в продажу к Рождеству и поэтому назывались дат. «Julmarken»рождественские марки»[10]). Впоследствии такие марки стали выпускать в других странах и называть их англ. «Seals», «Christmas seals». Покупать благотворительные марки было делом добровольным, но в ряде стран, обычно в какой-то промежуток времени, такие марки распространялись в обязательной продаже. Первые благотворительные марки обязательного приобретения появились в Португалии в 1911 году для фонда помощи бедным. В РСФСР покупка этих марок имела добровольный характер[11].

Благотворительные марки наклеивали на письмах вместе с почтовыми, в результате чего их также могли погасить почтовым штемпелем, и это может ввести в заблуждение неопытных филателистов, принимающих благотворительные марки за почтовые. Это же может случиться и с рекламными марками-виньетками, которые тоже могут иногда наклеивать на письма[11].

Рекламные виньетки интересны своей графикой и несут информацию о разнообразных событиях — выставках (в том числе филателистических), международных ярмарках, спортивных играх и т. п. Существует большое множество агитационных марок-виньеток, например: «Боритесь с лесными пожарами!», «Изучайте международный язык эсперанто» и др.[11]