Почтово-налоговая марка


Почто́во-нало́говая ма́рка (также ма́рка принуди́тельной допла́ты или нало́говая ма́рка; англ. postal tax stamp, нем. Zwangszuschlagsmarke) — собирательное название различных почтовых марок, которые не предназначены для оплаты почтового сбора, а служат для оплаты дополнительного сбора на какие-либо иные цели[1].

Часто номинал почтово-налоговых марок превышает почтовый тариф[2]. Являются обязательными для франкирования писем в течение определённого срока (в определённые дни, недели, а иногда и в течение года)[1][2]. Эти марки являются полноценным филателистическим материалом. Они особенно интересны на почтовой корреспонденции, наклеенные дополнительно к обычным маркам.

В Португалии и португальских колониях марки принудительной оплаты были в обращении с 1911 по 1928 год[2]. В каждом году определялись восемь дней, когда отправители были обязаны использовать их, чтобы оплатить пересылку своих почтовых отправлений[2]. Если же отправитель этого не делал, то доплату взимали с получателя[2].

В течение восьми лет, с декабря 1948 года до апреля 1956 года, все почтовые отправления в англо-американской зоне оккупации Германии должны были дополнительно оплачиваться маркой принудительной доплаты на нужды Западного Берлина[2]. Без этих марок письма не доставлялись[2].

Широкое распространение почтово-налоговые марки получили в Румынии в 1920-е — 1930-е годы для изыскания дополнительных средств на развитие авиации; последние были выпущены в 1948 году.

В Югославии ежегодно издавались марки «Олимпийская неделя», доход от которых шёл в фонд Национального Олимпийского комитета Югославии.