Православие в Великом княжестве Литовском


Православие в Великом Княжестве Литовском (христианство византийского обряда) — было наиболее ранней конфессией, распространившейся на значительной части территории будущего Великого княжества Литовского ещё во времена Киевской Руси. Управление православной церковью в Великом княжестве в разное время осуществлялось в рамках нескольких митрополий: Литовской (называвшейся также «митрополия Литовская и Малой Руси», «Киевская, Литовская и всея Руси»), Галицкой, Киевской («Киевская и всея Руси»), а с 1458 года — «Киевской, Галицкой и всея Руси».

В конце X — начале XI века на территории полоцких и турово-пинских земель были учреждены Полоцкая и Туровская епископии Киевской митрополии Константинопольского патриархата.

По археологическим данным, христианство восточного обряда в XII веке было распространено в бассейнах Двины, Припяти и большей части бассейна Немана, включая бассейн Вилии[1].

С середины XIII века местные князья периодически вступали в союзы с правителями Северо-Восточной и Юго-Западной Руси: дочь Брячислава Полоцкого Параскева была женой Александра Ярославича, а племянница Миндовга — женой Даниила Галицкого; князем Новогородка Литовского во второй половине 1250-х годов был Роман Данилович. Православными были великий князь литовский Войшелк, основавший Лавришевский монастырь, а также его зять и преемник Шварн Данилович.

Монгольское нашествие на Русь (1237—1240) стало рубежным событием в истории православной церкви региона. Разорение Киева в 1240 году привело к окончательному падению его авторитета как центра русских земель, а также к необходимости приспособления людей, власти и церкви к новым условиям. В качестве возможных вариантов развития у раздробленной на более десятка княжеств Руси прослеживались два основных. Первый мог реализовываться в виде сотрудничества с католическими странами, каковую внешнеполитическую линию попытались развить галицко-волынские князья. Другим направлением было сотрудничество с монгольскими правителями, которые не представляли серьёзных угроз для позиций доминирующей в данном регионе православной церкви. Избранный на соборе епископов в 1242 году митрополит Кирилл избрал путь сотрудничества с Ордой: в 1252 году ему удалось получить от золотоордынского правителя Батыя ярлык, гарантирующий неприкосновенность православной церкви, а впоследствии сблизился с ханом Менгу-Тимуром.