Праздник дураков


Праздник дураков (лат. festum stultorum, festum fatuorum; фр. fête des fous, нем. Narrenfest[1], Bischofsspiel[2]), в средневековом западноевропейском городе — новогоднее карнавальное празднество и особая церковная служба, инициаторами которых выступали младшие церковные чины (лат. subdiaconi, hypodiaconi). Первое упоминание о празднике находится в трактате «Summa de ecclesiasticis officiis» (ок. 1162) французского богослова Иоанна Белета[3]. Был особенно популярен во Франции во второй половине XII и в XIII веках, позднее распространился в другие страны Европы. В 1431 году постановлением Базельского собора Праздник дураков официально запрещён.

Исследователь Э. Гийеро считает, что историческим прототипом Праздника дураков послужили старинные римские маскарады с переодеваниями и другими шуточными церемониями, с обильными трапезами и возлияниями, с наблюдениями над предзнаменованиями во время так называемого двенадцатидневника (les Douze Jours)[4]. М. Левер прибавлял, что средневековый Праздник дураков более чем вероятно заменил Сатурналии, которые римляне праздновали на шестой день по январскому календарю, и длились они приблизительно неделю[5].

В средневековом городе Праздник дураков обычно совпадал с календарным праздником Обрезания Господня (1 января), но также мог охватывать как более ранние (День невинно убиенных Вифлеемских младенцев, 28 декабря), так и более поздние события церковного календаря (воспоминание о бегстве Святого семейства в Египет, известное как Праздник осла, 14 января).

Специально к Празднику дураков писали особые оффиции, с рифмованными стихами и музыкой, не связанной с традиционным григорианским репертуаром (секвенции, кондукты, тропы и др.). Некоторые ремарки в оригинальных рукописях позволяют предполагать приуроченные к этому празднику танцы, например, ремарка clericuli tripudiunt (младшие клирики пляшут) в оффиции из Ле-Пюи[6].