Кондукт


Конду́кт (позднелат. conductus) — средневековая песня на латинском языке, в основном на духовную (христианскую) тему. Расцвет жанра — во Франции во второй половине XII и в первой половине XIII веков. Авторы музыки и текстов кондуктов как правило неизвестны; среди известных по имени поэтов — Филипп Канцлер и Вальтер Шатильонский. На ранней стадии развития преобладали одноголосные кондукты, позднее появилось многоголосие. Специфическая черта композиции многоголосных кондуктов — отсутствие в теноре известной заданной мелодии (в отличие от органума и мотета, где cantus firmus был основой полифонической композиции).

Термин встречается в нотных рукописях и музыкально-теоретических трактатах преимущественно французского происхождения, в XII — XIV веках. Несмотря на прозрачную этимологию (от лат. conduco стягивать, сводить), вывести из неё специфику кондукта проблематично. На поверхности лежит связь термина с техникой многоголосной композиции. Однако, эта этимологическая концепция не объясняет существование сотен одноголосных кондуктов. Согласно Б. Гиллингему (см. список литературы) conductus следует понимать в смысле сокращения, «стяжения» поэтической формы, установившейся в качестве нормативной для (более ранних по времени) секвенций и гимнов. Наиболее распространено опосредованное понимание термина как указателя на некое «совместное действие» (например, на совместное пение в литургической процессии).

Существительное conductus в средневековых текстах склоняется по второму (мн.ч. conducti) либо по четвёртому (мн.ч. conductus) склонению.

Кондукты функционировали как правило вне рамок канонического богослужения, хотя по содержанию и связаны с ним (см. Паралитургическая музыка). Кондукты могли петь в ходе литургических процессий — на Рождество и во время других церковных празднеств. Кроме того, сохранились литургические драмы (которые также исполнялись в церкви), где кондукт составлял часть формальной структуры. Функционирование целого ряда кондуктов на тексты светской тематики (особенно сатирических, «антеклерикальных», философских, «мифологических», элегических и мн. др.), исполнение которых за богослужением представить себе невозможно, остаётся неясным, представляет «огромную лакуну» (М. Эверист) в современном «кондуктоведении».

Характерное отличие многоголосного кондукта от органума и мотета (других важнейших жанров Ars antiqua) — сочинение новой музыки на новосочинённый текст (а не обработка cantus prius factus). С этой точки зрения показательно также почти полное отсутствие в кондуктах (как одноголосных, так и многоголосных) контрафактуры, её примеры в кондуктах единичны.