Прачечный мост


Пра́чечный мост — автодорожный каменный арочный мост через реку Фонтанку в Центральном районе Санкт-Петербурге, соединяет Летний Сад (остров) и Безымянный острова. Один из первых каменных мостов, построенных в Петербурге[1][2]. Первый трёхпролётный каменный мост в городе[3]. Объект культурного наследия России федерального значения.

Соединяет набережную Кутузова и Дворцовую набережную у истока Фонтанки. Рядом с мостом расположены Летний сад и Летний дворец Петра I[4]. Ниже по течению находится Пантелеймоновский мост. Ближайшие станции метрополитена — «Горьковская», «Чернышевская»

Прачечным мост называется в связи с тем, что неподалёку — на углу Сергиевской улицы и Фонтанки — были дворцовые прачечные[5][6].

Прачечный мост, наряду с Верхне-Лебяжьим и Эрмитажным мостами, является одним из первых каменных мостов Санкт-Петербурга. Мост был построен одновременно с гранитной набережной левого берега Невы возле Летнего сада. Первоначальный проект, составленный в 1762 году, предусматривал строительство трёхпролётного каменного моста с деревянным разводным пролётом. Однако в окончательном проекте набережной мост стал неразводным: «через Фонтанную реку хотя прежде назначено мосту быть каменному только с берегов, а в середине деревянному подъёмному, но для прочности имеет быть весь каменный со сводами»[7].

Автор проекта неизвестен. Общее руководство строительством гранитных набережных осуществлял архитектор Ю. М. Фельтен[8]. Строительство моста, продолжавшееся с 1766 по 1769 год, велось под руководством архитектора И. Л. Росси и «квадраторного дел мастера» (впоследствии архитектора) Т. И. Насонова[1][2].

В 1887 году были перестроены два ледореза со стороны Невы[9]. В 1908 году было проведено обследование моста, которое выявило значительные деформации. Результаты обследования водолазами свайного основания показали, что его деформации привели к оседанию среднего пролёта, раскрытию швов в парапетах (из-за чего они потеряли свои прежние формы), образованию трещин в левой речной опоре и т. д.[10][11] В том же году Городской технической комиссией было принято решение о перестройке моста. В 1909 году Городская Дума поручила инженеру К. В. Ефимьеву составить проект перестройки моста в двух вариантах — с каменными и металлическими пролётными строениями. Консультантом проекта выступил известный мостостроитель С. П. Бобровский. Однако Академия художеств выступила против изменения вида Прачечного моста[11]. В результате Думой было одобрено другое техническое решение, разработанное инженером Ефимьевым, заключавшееся в «…подведении фундаментов под быки и устои с урегулированием съездов с него»[10].