Пра-Гамлет


«Пра-Гамлет», «Пред-Гамлет» (англ. Pre-Hamlet, Ur-Hamlet) — условное название утерянной елизаветинской пьесы, чаще всего приписываемой драматургу Томасу Киду. Вероятно, она стала одним из источников сюжета для трагедии «Гамлет» Уильяма Шекспира, который, по мнению некоторых исследователей, мог быть её автором. В этом случае о «Пра-Гамлете» говорят как о ранней версии знаменитой трагедии. О существовании пьесы оставили краткие упоминания елизаветинские писатели Томас Нэш, Томас  Лодж, а также театральный антрепренёр Филип Хенсло[1]. Считается, что «Пра-Гамлет» стал основой для сохранившейся немецкой пьесы «Отомщённое братоубийство, или Датский принц Гамлет».

Елизаветинский драматург Томас Кид является автором «Испанской трагедии» (между 1582 и 1592 годами), знаменитого и популярного в то время образца «трагедии мести». Её сюжет изобилует кровавыми убийствами и построен вокруг мести главного героя за смерть сына. Видимо к ней восходят некоторые приёмы, использованные Шекспиром в «Гамлете» (пьеса внутри пьесы, появление призрака, призывающего героя к мести, нерешительность героя и его смерть в финале). Кроме того, у Кида уже имеется мотив «необъяснимой нерешительности главного героя, который должен покарать убийцу — своего ближайшего родственника»[2]. Однако минимум за десять лет до того, как Шекспир закончил «Гамлета», на сцене английского театра уже ставилась пьеса с таким же названием и сюжетом, восходящим к скандинавской легенде об Амледе из хроники «Деяния данов» Саксона Грамматика XIII века, пересказанной в XVI веке французским учёным Франсуа де Бельфоре. О её существовании писал в 1589 году Томас Нэш[3], упомянувший «кучу Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи». В дневнике театрального антрепренёра Филиппа Хенсло есть пометка о спектакле «Гамлет», поставленном в 1594 году, причём не указано, что пьеса новая, как он обычно это делал. В 1596 году Томас Лодж[4] в сочинении «Несчастия ума» писал о «бледном призраке», который жалобно кричал на сцене, словно торговка устрицами: «Гамлет, отомсти!»[5] Исходя их этих упоминаний установлено, что пьеса шла в театре «Ньювингтон Бетс» (Ламбес)[6] около 1594 года, а несколько позже прошла её совместная постановка с «компанией лорда Чемберлена», где тогда работал Шекспир. В XIX веке Эдмунд Мэлон предположил, что утраченная пьеса принадлежит именно Киду, что нашло некоторое подтверждение в позднейших исследованиях[7]. Кид называется и в числе вероятных претендентов на авторство анонимной дошекспировской пьесы о короле Лире, опубликованной в 1605 году[8].