Привилегия (социальное неравенство)


Привиле́гия — системное преимущество (привилегия), получаемое индивидом (группой, сословием и так далее) в силу его принадлежности к той или иной доминирующей социальной группе и дающее ему непропорционально большой, по сравнению с маргинализованными индивидами, доступ к материальным ресурсам и институциональной власти[1].

Классическими примерами привилегий являются сословные, белые и мужские привилегии[1]; современные исследователи также анализируют привилегии, связанные с классом, сексуальностью[2], возрастом и другими системами господства[3], и изучают их взаимодействие и взаимовлияние[4]. Привилегии позволяют членам привилегированных групп избегать системных ограничений и препятствий, с которыми сталкиваются члены угнетённых групп[5]. В отличие от многих других преимуществ, привилегии возникают не как результат индивидуальных способностей или достижений, а лишь по факту принадлежности к господствующей социальной группе[6].

Вероятно, история привилегий как концепта восходит к книге американского социолога и историка У. Б. Дюбуа «Души чёрного народа[en]» (1903). В ней он писал, что, хотя афроамериканцы видели жизнь белых американцев и осознавали расовую дискриминацию[en]*, белые американцы мало думали как об афроамериканцах, так и о последствиях расовой дискриминации[7][8][9] . В 1935 году Дюбуа написал о так называемой «зарплате за белизну» (wages of whiteness), которую получают белые американцы. Он писал, что она включает в себя вежливость и почтение, беспрепятственный доступ ко всем общественным мероприятиям, снисходительное обращение в суде и доступ в лучшие школы[10].

В 1988 году американская феминистка и антирасистка Пегги Макинтош[en] опубликовала книгу «Белые привилегии и мужские привилегии» (англ. White Privilege and Male Privilege: A Personal Account of Coming to See Correspondences through Work in Women’s Studies). В ней Макинтош описала сорок шесть привилегий, которые она, как белый человек, имела в Соединённых Штатах. Например: «Я могу быть уверена, что, если мне понадобится юридическая или медицинская помощь, моя раса не сработает против меня» и «мне не нужно учить своих детей осознавать системный расизм для их повседневной физической защиты»[11]. Макинтош описала белые привилегии[en] как «невидимый пакет незаработанных активов», которые белые люди не хотят признавать и которые приводят к тому, что они чувствуют себя уверенно, комфортно и не обращают внимания на расовые проблемы, в то время как люди других рас становятся неуверенными, испытывающими неудобства и отчуждёнными[12]. Эссе Макинтош было признано за стимулирование академического интереса к привилегиям, которые с тех пор широко изучались на протяжении десятилетий[13].

Rothman, Joshua. The Origin of "Privilege" (англ.). The New Yorker (12 мая 2014). Дата обращения: 11 августа 2016. Архивировано 2 августа 2014 года.