Пробуждение Флоры


«Пробуждение Флоры» — анакреонитический балет в одном действии (1894). Либретто М. И. Петипа и Л. И. Иванова. Музыка Р. Е. Дриго. Хореография Петипа[1].

Балет сочинялся весной — летом 1894 г. и был впервые показан на парадном спектакле по случаю бракосочетания великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны в Петергофе 28 июля 1894 г. «Пробуждение Флоры» шло во втором отделении программы, в первом давался 2-й акт из оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта»[2].

В следующем театральном сезоне спектакль был показан на сцене Мариинского театра (премьера — 8 января 1895 г.[3]). В различные годы партии в нём исполняли выдающиеся артисты: А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, Э. Вилль (Флора), М. М. Фокин (Аполлон), Г. Г. Кякшт (Зефир), А. Я. Ваганова, Б. Ф. Нижинская (Геба) и др. Весной 1919 г. по решению Директории Государственного Мариинского театра «Пробуждение Флоры» попало в число балетов, подлежавших исключению из репертуара[4].

В наши дни спектакль целиком и фрагменты из него (Pas de quatre «Розарий») восстанавливался балетмейстерами С. Г. Вихаревым и Ю. П. Бурлака (см. ниже Список постановок)

В начале XX в.оригинальная хореография «Пробуждения Флоры» была записана по системе записи танца В. И. Степанова. В 1918 г. хореографическая нотация балета, в числе других документов, была вывезена в за рубеж бывшим режиссёром балета Мариинского театра Н. Г. Сергеевым[5]. Ныне она находится в составе «Коллекции Сергеева» и хранится в библиотеке Гарвардского университета[6]. Использовалась как источник в постановках Бурлака и Вихарева.

Либретто «Пробуждения Флоры» основано на мотивах античной мифологии. Балет не имеет четко выстроенной фабулы и сводится к ряду выходов и танцевальных номеров. Американский искусствовед Дж. Р. Уайли рассматривал изображаемое в нём постепенное наступление дня как метафору бракосочетания, к которому была приурочена премьера[7].