Продажа картин из коллекции Эрмитажа


Прода́жа карти́н из колле́кции Эрмита́жа — предпринятый правительством СССР в 19291934 годах акт распродажи полотен эрмитажной коллекции ради получения средств для индустриализации страны.

Всего из залов и запасников музея было отобрано 2880 картин, 350 из которых — произведения значительной художественной ценности, а 59 — шедевры мирового значения[1]; некоторые из них находились в музее ещё со времён его основания Екатериной Великой. Небольшая часть полотен, не найдя покупателя, всё же вернулась в музей, но около 50 знаменитых шедевров — включая работы таких мастеров, как Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль, — навсегда покинули Россию. В результате картин Ван Эйка в Эрмитаже (и в России в целом) не осталось вообще, а ряд других художников первого ряда (Рафаэль, Боттичелли, Перуджино) остались представлены второстепенными произведениями. Эрмитажное собрание Рембрандта, бывшее богатейшим в мире, после распродаж уступило первенство амстердамскому и нью-йоркскому.

Также были частично распроданы коллекция нидерландской и фламандской живописи, собранная и завещанная музею П. П. Семёновым-Тян-Шанским[2], и собрания, национализированные после Октябрьской революции (например, шедевры Строгановского дворца). Кроме живописи, из Эрмитажа распродавали художественное серебро, бронзу, нумизматические коллекции, византийские эмали.

Информация о масштабах потерь стала достоянием широких кругов общественности лишь в конце 1980-х годов. Сотрудниками Эрмитажа и российскими учёными данная распродажа национального достояния и культурного наследия расценивается как «трагедия и катастрофа»[3], «безумие»[1], «непродуманная, зачастую неумелая, даже бессмысленная, а потому и плачевная по своим результатам деятельность»[4].

В первое десятилетие советской власти продаваемые на Запад национализированные произведения искусства по большей части представляли собой рядовой антиквариат и драгоценности. Но в конце 1920-х годов советское правительство, испытывая недостаток в валюте для оплаты растущих долгов при покупке техники и строительстве заводов, решило пополнить бюджет за счёт распродажи вещей из музейных коллекций. В феврале 1928 года Эрмитажу и Русскому музею было предложено представить список произведений для экспорта общей стоимостью 2 млн рублей. Под эгидой Наркомпроса в Ленинграде было создано специальное агентство «Антиквариат». Эрмитаж получил инструкцию продать 250 картин по крайней мере по 5000 рублей за каждую, а также гравюры, оружие и предметы скифского золота.

На эту же тему поступило письмо Главнауки об изъятии для распродажи предметов античного искусства, Ренессанса, Готики, в основном изделий из золота, драгоценных металлов, слоновой кости и т. п. Письмо подписал зам. заведующего Главнаукой «товарищ Вольтер». Сперва секретно, а потом в открытую помещения музея обследовались спецбригадами по отбору ценностей «экспортного значения»[5].