Прокофьев, Иван Прокофьевич


Ива́н Проко́фьевич Проко́фьев (1758—1828) — русский скульптор, академик Императорской Академии художеств.

Иван Прокофьевич Прокофьев родился в 1758 году в Санкт-Петербурге. Он был сыном «закройного мастера по конюшенской части». В 1771 году из воспитательного училища при Императорской Академии художеств перешёл в скульптурный класс, руководимый Николя-Франсуа Жилле (1771—1776). Подобно другим одаренным ученикам этого педагога, он быстро овладел художественными знаниями и был удостоен различных академических наград: малая серебряная медаль (1772), большая серебряная (1773), малая серебряная медаль (1774) за композицию «Распятие», большая серебряная медаль за группу «Учитель, преподающий рисование», малая золотая медаль (1775) за барельеф «Жертвоприношение Авраама» и большая золотая медаль (1777) за«Проклятие Хама». Женская голова, изображающая «Презрение», принесла ему медаль «за выразительность».

В 1776 году Прокофьева перевели в класс «исторической скульптуры», где преподавал Ф. Г. Гордеев. В 1779 году его выпустили из Академии и отправили в качестве пенсионера в Париж для дальнейшего совершенствования. В качестве пенсионера петербургской Академии художеств он работал в Париже в 1779—1784 годах под руководством скульптора П. Жюльена. Молодой художник получил возможность увидеть произведения античности, Возрождения и барокко. Одновременно Прокофьев много работал с натуры. Он изучал пластическую анатомию и технику скульптуры в мраморе. Учёба шла успешно: Парижская академия присудила ему серебряные медали за «Моисея» и «Морфея», золотую медаль — за рельеф «Воскрешение мертвеца, брошенного на кости пророка Елисея» (1783).

В начале 1784 года Прокофьев вернулся в Россию. По дороге он останавливался в Берлине и Штеттине. Работая в Прусской академии, он выполнил несколько частных заказов на портреты. В Петербурге Прокофьев оказался летом 1784 года.

Академия художеств встретила молодого художника весьма приветливо. Уже в сентябре ему присудили звание назначенного в академики за скульптуру «Актеон, преследуемый собаками». Заданная профессором Гордеевым программа гласила: «Статуя Актеона, превращенного в оленя Дианой за то, что любопытством своим обеспокоил богиню, купающуюся со своими нимфами». «Актеона», одну из лучших своих статуй, скульптор выполнил всего за один месяц. В бронзовой статуе с большим мастерством Прокофьев передает сильное и легкое движение юной обнаженной фигуры. В профиль особенно отчётливо выступает гибкая линия силуэта бегущего юноши, преследуемого собаками Дианы. В первых значительных произведениях Прокофьева («Актеон» и др.), отмеченных динамикой композиции и изяществом силуэта, ещё заметно влияние рококо.

В 1784 году Прокофьев получил звание академика за статую «Морфей» и назначен адъюнкт-профессором. Несколько его произведений приобрел Императорский Эрмитаж.