Прокуратура Молдавии


Генеральная прокуратура Республики Молдова (рум. Procuratura Generală a Republicii Moldova) — автономное учреждение в рамках судебной системы Республики Молдова. Осуществляет и содействует соблюдению правопорядка, правосудия, защите прав и законных интересов личности и общества в уголовном и иных предусмотренных законом производствах.

16 мая 1812 между Российской и Османской империями был подписан Бухарестский мирный договор — в результате восточная часть Молдавского княжества (Бессарабия), расположенная между реками Прут и Днестр, была освобождена от османского владычества и вошла в состав России как Бессарабская область.

Правительство Российской империи, озаботившись устройством вновь присоединённой области по образцу внутренних губерний, насколько то позволяли местные условия, издало 23 июля 1812 Положение «Об учреждении временной администрации», положившее начало, в том числе, и деятельности прокуратуры в Бессарабии. 29 апреля 1818 был издан Устав образования Бессарабской области, и тогда же были учреждены присутственные места по всем частям управления. Учреждение прокуратуры стало новым элементом для существовавшей в то время в Молдавии правовой системы. Прокуратура была создана по российской модели, с некоторыми изменениями в порядке назначения прокуроров. Так же было изменено и название должности прокурора — в Молдавии его стали называть прокуратор. В мае 1818 при губернском правительстве был назначен прокурор, в округах появились уездные прокуроры и учреждены уездные прокуратуры, а прокуроры утверждены государственными служащими.

Прокурору Бессарабской области подчинялись окружные прокуроры, которые руководствовались в своей работе правилами, установленным в России для губернских и уездных прокуроров (называемых стряпчими), в соответствии с указанными должностными инструкциями. Прокуроры следили за тем, чтобы государственные учреждения работали в пределах своей компетенции, имели право контролировать деятельность любого учреждения, и в случаях выявления нарушений имели право требовать их устранения. Если ведомство не устраняло недостатки, прокурор был обязан доложить о ситуации губернатору. Прокуроры так же следили за работой судов: при обнаружении нарушений в рассматриваемых делах имели право приостанавливать исполнение решений, принятых судами. Прокурор не участвовал в гражданских судебных процессах, за исключением процессов, в которых ответчиком выступало государство или какое-либо государственное учреждение: тогда прокурор выступал в качестве защитника государства; содействовал раскрытию преступлений в уголовных делах и не участвовал в обсуждении и принятии решений.

Областная прокуратура существовала в Бессарабии до 1859 года, когда был создан окружной суд Кишинёва и появились прокуроры при районных судах и Апелляционной палате.