Прянишников, Илларион Михайлович


Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (20 марта [1 апреля1840, Тимашово, Калужская губерния — 12 [24] марта 1894, Москва) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Императорской Академии художеств1893), один из членов-учредителей (в 1870) Товарищества передвижных художественных выставок.

Родился 20 марта (1 апреля1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии, в купеческой семье. Отец: Михаил Петрович (1796 — ?) — купец 1-й гильдии, открыл первую в Калужской губернии бумажную фабрику, за благотворительный вклад получил звание почётного гражданина Калужской губернии. Мать: Елизавета Ивановна Билибина (1810 — ?) из рода калужских купцов 1-й гильдии, внучка Ивана Харитоновича Большого.

Братья Иллариона: старший — Сергей (25.09.1837 — 18.05.1912) был известен как директор Лальской бумажной фабрики; младший брат Александр (1845 — ?) — помощник старшего брата на фабрике.

С десятилетнего возраста жил в Москве в доме своего дяди Кузьмы Петровича Прянишникова (? — 1853). Уже в возрасте 12 лет он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако год спустя оставил его: после смерти дяди, ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в чайную лавку Волкова. В 1856 году он возобновил учёбу. До 1866 года Прянишников учился у таких мастеров, как Е. С. Сорокин, С. К. Зарянко, А. Н. Мокрицкий, Е. Я. Васильев. Именно Васильев добился для талантливого ученика права на бесплатное обучение и предоставил ему жильё[3]. Во время учёбы Прянишников близко сошелся с В. Г. Перовым; в 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», Прянишников позировал ему для создания образа главного героя; в 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре[3].

В 1864 году Прянишников за картину «Чтение письма в мелочной лавке» был награждён малой серебряной медалью. В год окончания училища (1865) за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» он получил большую серебряную медаль и звание классного художника 3-й степени. Картина принесла художнику широкую известность; она даже была направлена на Международную выставку в Вене, но не была экспонирована, по мнению В. В. Стасова, «из-за боязни показывать свои язвы Европе»[3].

В конце 1869 года Прянишников принял активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ); стал членом-учредителем этой организации. Он выставлялся почти на всех передвижных выставках, со второй передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.