Псалом (музыкальное произведение)


Псало́м (греч. ψαλμός«хвалебная песнь»; ед. ч. ивр. תהלהтхи́ла — «хваление», мн. ч. תהליםтхили́м — «хваления») — музыкальное произведение, основанное на тексте Псалтири.

Песнопения и молитвы на ветхозавтеные тексты, авторство которых традиция приписывает второму царю Иудеи Давиду, на родине легендарного царя вошли в обиход ещё задолго до рождения христианства. Пение псалмов было частью храмового ритуала; при храме состояли и участвовали в службе хор и оркестр, при этом специалисты насчитали 24 различных инструмента, упоминаемых в Ветхом Завете, — ударных, духовых и струнных[1].

Псалом, как предполагают, представлял собою синкретический музыкально-поэтический жанр; содержание псалма обусловливало и характер его исполнения и выбор инструментального сопровождения. Для разных псалмов к началу новой эры сложились 3 различных способа исполнения: сольное пение, респонсорное, то есть соло, сопровождаемое хоровыми репликами — «ответами» и хоровое без солиста. Хор, в свою очередь, мог делиться на 2 группы, которые вели между собой диалог (антифон)[1]

После разрушения второго Храма (в 70 году н. э.) в синагогах всё упростилось — псалмы с тех пор на протяжении многих столетий исполняли без инструментального сопровождения[1] в форме мелодической декламации в унисон и в таком виде были заимствованы древними христианами. Переведённые на греческий язык и на латынь вместе с устоявшейся манерой исполнения (псалмодической) они легли в основу церковного богослужения.

В Европе уже в Средние века тексты псалмов подвергали поэтической обработке, а развитие музыкальной культуры отражалось на их музыкальном оформлении — с распространением полифонии в XIV веке появились многоголосные псалмы; в Германии после Реформации торжество протестантского хорала также отразилось на музыкальной обработке псалмов[2].

С XIV века к псалмам обращались профессииональные композиторы, к этому времени пение псалмов вышло за пределы церкви и сочинения Жоскена Депре, польского композитора М. Гомулки и французов К. Гудимеля и К. Ле Жёна уже принадлежали внекультовой музыке. В то время как в церкви псалмы исполняли исключительно а капелла, в домашней обстановке допускали инструментальное сопровождение, как это изначально было принято у иудеев[2]. У протестантов инструментальные обработки псалмов в XVI веке вошли и в церковную практику.